Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Обсуждаем анонс. Зинаида Королева. Повесть "За своей судьбой"


Выбрать темы по:  
Виолетта Викторовна Баша (03.10.2008   01:53:00)
Просмотров: 160

Занаида Королева.
Повесть "За своей судьбой".
(Редактор - Виолетта Баша)

http://www.chitalnya.ru/work.php?work=27397

Дорогие соседи и друзья!
Всем , кому интересна проза.
Хотелось бы, чтобы вы прочитали повесть и написали, какое впечатление повесть произвела на вас.
Повесть не маленькая, но мне читать ее было интересно.


Комментарии:

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (03.10.2008   01:58:00)

А вот какое впечатление она провизела на меня (это моя рецензия на нее)

Пол-ночи читала без единой минуты на перерыв, просто невозможно оторваться.
Все наше время, все судьбы и узнаваемы, и несчастны эти люди, попавшие в перемалывающее всех и всё колесо бед нашего сложного времени, и счастливы, потому что нашли друг друга, и помогают друг другу выжить.
Я много говорила о том, что Александр Муленко пишет документальные повести как обличительные документы эпохи кровавой приватизации. Ваши повести - из того же ряда. Я помню вас по прозе ру, и конечно же такие серьезные вещи и там, и в целом в России читают меньше, чем муть беллестистическую. Но они нужнее. В них настоящее, живое, в них - Россия.
И смерть Жени, и сиротинушки, оставшиеся без матери - сколько их сейчас в России? Точнее было бы спросить даже, сколько сирот при живых родителях? По статистике - около миллиона.
И потрясающая доброта людей, помогающих выжить друг другу. И еще - меня поразил, приятно поразил ваш оптимизм, который все-таки ощутим сквозь завесу мутного времени, описанного вами. Ваши герои находят способ как-то устроить жизнь там и при таких объястоятельствах, при которых, казалось бы, это просто невозможно.
Россия бросили ЗА грань выживания.
И когда я читала о голоде детей у вас, то с ужасом думала - это ведь не голод после Гражданской войны, это не голодомор на Украине в тридцатых, это не голод послевоенных лет: это - 90-е! Но они пострашнее будут. И эти ваши описания попыток выжить, собрать кое-как - силами старух да детдомовцев какое-то хозяйство, эта несчастная лошадь Орлик, и отпор Ивана "приватизаторам" ( как я поняла, жестоким хозяевам платной конюшни), и освобождение невиновного брата, и то, как девочка, совсем молодая и не имеющая уже никакой надежды, сумела пробиться к мэру и добиться своего ( характер!) - все это и портясающе, и обнадеживающе. Не так просто убить Россию, пусть даже речь идет о беззащитных и слабых.

Отличная проза!


Интересно ваше мнение, коллеги!
Давайте обсудим?

Дмитрий Тиме   (03.10.2008   12:18:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Сразу признАюсь: не люблю я «много букафф»! Эту повесть прочитал (за час) по призыву Виолетты Баша высказать своё впечатление. К тому же интересно было побывать в роли читателя современной прозы.

Помню детектив про генерала (сериал «Бородин», кажется), который переехал в деревню, воспитывал детдомовцев и строил сгоревшую школу.
Вот и повесть «За своей судьбой» - о том же: о возрождении села (России) силами простого народа под руководством Ирины.
Сначала читатель не может понять:
1.Кто такие Женя и Ирина (сёстры? подруги? сослуживцы?)
2.Где происходит действие (в конторе? у Ирины? в общежитии? в городе? в деревне?)
3. Какой год на дворе? (курсанты были и в 90-ые, и в 37-ые годы).
Всё это затрудняет вхождение в суть происходящего. Только в дальнейшем появляется ничего не значащая «Пушкинка» (В Омске есть такая библиотека. И в Москве, и в областях). Через 2 года жизни героини автор, наконец, сообщает, что действие происходило в 1991-2= 1989 году.
Потом, по фразе «Женя – в Сибирь», я высчитал, что героини не в Омске живут. Но и не в Москве (потому что – в Энске!). Может, так в прозе надо - водить за нос читателя, но мне это не нравится!
Фразу «время бежало и приближало день отъезда ребят. В марте Женя и Нина справили скромную совместную свадьбу,» - считаю очень неудачной!
Во-первых: свадьбЫ! Женихи ведь были! Во-вторых: не «совместную», а – в один день! В третьих: уезжали молодожёны, а не ребята!

А в целом чувствуется СХЕМА по которой автор заставляет идти героев: Ирину – бросить Энск, институт, работу, Володю – сожительствовать с буфетчицей, цыгана ухаживать за конём...
Поэтому не верится во всеобщее возрождение: не живые герои. Появилась случайно Веснянка – и стали они хорошие и предприимчивые. А вдруг уедет – за СВОЕЙ судьбой?
Или её личная судьба в том, чтобы иногда видеть Володю и растить младенцев, годами не высыпаясь?
Прошу учесть: это только моё восприятие! Я - не против самопожертвования, но подруг таких не встречал. Чем обоснована жертвенность Ирины? Какая она была раньше? Я не знаю.

С уважением,

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (04.10.2008   03:42:00)
(Ответ пользователю: Дмитрий Тиме)

Дима, спасибо! Вы как всегда высказываетесь по делу.


- Да, в начале создается впечатление некоторой неопределенности, отложенности задания места и времени действия. В принципе, однозначность ( единство) этих компонент - это одна школа драматургии, - реализм. А в театре - школа Станиславского.
Здесь создан эффект неоднозначности. Ситуация становится яснее после прочтения примерно четверти сюжета повествования. Но и такой прием допустим. Например, когда сознательно автор хочет дать параллель двух схожих эпох. Эпохи 30-х, с ее проблемами и голодом, например, и эпохи 90-х. У меня было точно такое же ощущение, как и у вас. Впрочем, этот эффект может быть как приемом, так и недоработкой. Дело вкуса. Я исхожу из версии, что это прием.
Не всегда вводимые в действие герои сразу и однозначно должны полностью характеризоваться - характер, биография и т.п. Часто интереснее как раз постепенное раскрытие образа. Впрочем, перебор с такого рода интригой тоже вещь проблемная, читатель может потерять интерес, так же, как и в излишнем раскрытии всего и всех деталей до срока.
Хотя, привычнее, особенно в сюжетной литературе, большая опеределенность. Но я не наставиваю на том, что этот стиль - единственно верный. У меня например - другой. Не однозначный до скуки, когда все ясно с первой до последней буквы, это чаще бывает как раз в произвдениях ( не луших образцах) соцреализма, но и не затягиваю с интригой. То есть отложенное действие, отложенная интрига, ее раскрытие и т.п.
Да, и бывает даже и введение нового героя - мелькающим штрихом,деталью, он - до поры до времени - герой второго плана, он проявляется в нужное время и в нужном месте и причем может выходить на первый план.

- Фразу «время бежало и приближало день отъезда ребят. В марте Женя и Нина справили скромную совместную свадьбу,» - считаю очень неудачной!
- Да, сначала и меня это напрягло.
Но вспомним, что времена были непростые, герои небогатые, и они могли проводить не две свадьбы в один день, и именно одно застолье (на две расписавшиеся в один день пары). Вот такую двойную свадьбу и называют "совместной". Такие вещи действительно делали ( помню студенческие сваьбы 70-х) из экономии, тем более, что круг друзей у героев - один.

Схематичность конечно есть. Мне показалось, что она возникла у автора из-за того, что сюжет - потенциальный роман, сжат до рамок повести. Можно было бы прописать подробнее и сделать более колоритными и сюжетныей ходы и детали.
И еще. Я в отзыве написала об оптимизме автора, у меня его нет. То есть, мне кажется, что автор, задав в сюжетнйо линии массу проблем в жизни своих героев, сокращая сюжетный ход ( до рамок повести), пытается разрешить эти проблемы как бы сказочным образом - судьба у всех образуется и улучшается. Это современная русская проза, отражающая традиции русской сказки, социальной, как у Муленко. Но Муленко не оптимист, у него чаще окончание сюжетов очень грустное, а если все-таки жизненные пробелмы решаются, то тоже - как бы при помощи вмешательства каких-то сказочных сил ( начальник вдруг стал добрым, или везение, или просто чудо произошло). Мне кажется, что это - русская культурологическая традиция , я об этом статью писала - вера в чудо, вера в доброго начальинка ( среди массы злых), аналог веры в "доброго барина"( царя).



Алексей Соловьёв   [Москва]    (05.10.2008   05:06:00)

Дал себе труд и прочитал. прямо скажу более- менее объёмные произведения читать на сайте (с монитора) трудновато. Я не критик. Я читатель. Поэтому выскажу впечатление читателя, не вдаваясь в разные тонкости драматургии. Хотя, действмтельно завязка с бухты-барахты.
Поначалу действительно восторгаешься редкостным самопожертвованием главной героини, её стойкостью и устремлённостью. Но под конец прочтения пафосное настроение перебивается какой-то досадой от общей картины происходящего, которую все мы уже видели около себя: заброшенность, абсолютное равнодушие к людям со стороны госудаоства. В итоге получилась повесть о героическом выживании людей в переходный перестроечный период на фоне бездеятельности или неспособности властей помочь своим гражданам.Речь не идёт об иждевенческой позиции людеё, ждущих каких-либо подачек от государства. Речь о том, что органы законодательной власти посредством законодательных инициатив могли принять нужные законы, чтобы оградить людей от разного рода мошенничств, когда люди теряли всё. И получилось: кому футбольные клубы, а кому землю жрать. Конечно, вызывают уважение сильные характеры героев, помогающие выжить в трудных условиях Нельзя опускать руки, спасись сам и рядом с тобой спасутся тысячи, человек кузнец своего счастья, творец своей судьбы. Всё это мы уже слышали. Находятся идиоты, подхватываюзие лозунги:"Огромные состояния не могут быть нажиты честным трудом" (это в отношении людей, которые продали последнее и отнесли свои деньги в коммерческие банки), лозунги типа" Народу- шоковую терапию!"( это в отношении людей, инициатива которых постоянно подавлялась, так как партия обо всём побеспокоится).
Да, народ как-то выживает. Ценой героических усилийлюдей таких, как в этой повести.
"Булка хлеба и бутылка кефира - весь её дневной рацион". Разве так надо жить?
За державу обидно! Не знаю,нужна ли людям сейчас эта повесть людям? может быть потомкам
лет через сто интереснобудет об этом почитать.
А насчёт обсуждения анонса, тоже интересная картина получается. Два предыдущих отзыва и всё. Это не обсуждение. Где же голоса мастаков от литературы? Похоже они только и умеют над авторами-новичками издеваться. "Дедушкам" трудиться не по рангу? Вот поразвлечься в роли инквизиторов от дитературы у них времени хватает. Они там притомились. Сюда их не доходит.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (05.10.2008   08:03:00)
(Ответ пользователю: Алексей Соловьёв)

Алексей, спасибо за участие в обсуждении повести.
Да, верно пишите,
"Но под конец прочтения пафосное настроение перебивается какой-то досадой от общей картины происходящего, которую все мы уже видели около себя: заброшенность, абсолютное равнодушие к людям со стороны государства". Ведь так и происходит в нашей грустной нынешней жизни. Все мы -брошенные государством на выживание. Кроме олигархом, к которым мы с вами неотносимся.
И это очень точно подмечено вами -
"За державу обидно! Не знаю,нужна ли людям сейчас эта повесть людям? может быть потомкам
лет через сто интереснобудет об этом почитать".
А редактора, надеюсь, подтянутся. У них работы много - читать ленту новинок.














1