Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Когда твои стихи учат в школе...


Выбрать темы по:  
Виолетта Викторовна Баша (19.11.2013   07:39:41)
Просмотров: 720

Нам не дано предугадать,
как наше слово отзовется...

Федор Тютчев.

С возрастом начинаешь думать о вечном, о том, что будет после нас.
Уходя, хочется верить, что стихи переживут автора.
Откуда придет читатель? Кто знает. Пока жив, читают в интернете. Периодика есть, печатали немало,но бумажные издания отмирают. Лет десять,а то и меньше, в их не будет ( имхо)

А что же будет?

Будут потомки,дети. Которые учатся в школе. И учителя,от которых зависит многое.

Не первый раз я нахожу в поисковике свои стихи на сайтах учителей или школ, как стихи для внеклассного чтения. С удивлением нахожу. И с радостью конечно, чего лукавить.

Но вот, пролистывая ссылки поисковика ( давно этим не занималась,болею сильно,сердце...
ну не до этого ), наткнулась на такую запись - "Стихи для урока русской литературы" и мое стихотворение о русском слове между прочих. Сайт учительницы из провинции.

http://pavlovalv.21202s20.edusite.ru/p12aa1.html

Там есть и стихи нашего автора избы Игоря Желнова,и стихи известного многим и бывшего автора избы ( в 2008-2009) Леонида Корнилова


Дай нам Бог, чтобы что-то от наших сердец, а стихи - это сердца на разрыв,осталось после нас ,дай Бог,чтобы в школах читали не рекламу сникерсов...

Поделитесь, друзья, что выдумаете о будущем ваших стихов,
о будущем наших детей и о будущей школьной программе, а может быть,у кого-то еще есть стихи, которые уже учат в школе:)))


Комментарии:

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (19.11.2013   07:41:11)

С сайта учительницы подборка:


С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать, право,
Как эллочек и фимок рать
К заморским «ингам”, „шн” и “вау”
Его, кряхтя, хотят прижать.
Сергей Скачко
***
Хочу писать на русском языке
О всем, что мыслю, чувствую и вижу,
Что в жизни я люблю и ненавижу,
Пока перо держу еще в руке.

Пройти ли мне ступенями веков,
Всей правды о России вожделея?
Какую малость я подъять успею
От времени, что спит под спудом слов?

Но я – историк. Вспять не поверну.
Не ведая начертанных мне сроков,
Над родиной, отшедшей от истоков,
Я летописей крылья разверну.

И проведя корабль души моей
Сквозь рифы смут, насилья и безвластья,
Я смею верить, что приму участье
В грядущем просвещении царей.

Хочу поведать людям сей земли,
Как пращуры грешили и творили,
Чтоб все мы тех уроков не забыли
И с Богом в сердце в будущее шли!
Игорь Желнов

***
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

А.Сумароков

***
Какая сладкая отрава:
кружочки, палочки, тире –
вести их слева и направо
под шорох дат в календаре.

У каждой буковки – звоночек,
значок в пустыне мировой,
чтоб сердце – этот пастырь строчек –
их различало меж собой.

Когда кириллицы цыплята
бумажным лугом побегут,
душа – не столь большая плата
за этот плен, за этот труд.

Свести разрозненные части,
все тридцать звуков словаря
в одну строку – какое счастье! –
и все тебе благодаря.

Как рад отшельник молчаливый
ладошкам теплого дождя,
так и поэт: сидит, счастливый,
себя в стихи переводя.

Евгений Тищенко

«Нам не дано предугадать...»
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

27 февраля 1869
Ф.И.Тютчев

РУССКИЙ ЯЗЫК
Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Из меня, как чеку из гранаты,
Время выдернет русский язык.
И сорвёт оглушительной силой
Свет со звёзд, словно пламя со свеч.
Над воронкой, размером с Россию,
В космос вздыбится русская речь.
Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.
Но когда кошельками моллюсков
Мир себя до отвала набьет,
Он очнется и вспомнит про русских,
Про бессребреник – русский народ,
Раздаривший Аляску и правду,
И поднявшийся к Богу впритык.
Мне последнего слова не надо.
Говорить будет русский язык.
Он из наших - последний великий
Прикрывает надежно отход.
Не иконы, а книги, как лики,
Остаются на полках высот.
Что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа.
Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык.

ЛЕОНИД КОРНИЛОВ
*****
РУССКОЕ СЛОВО
Ударит Слово - пулею в висок.
Потянут гарью дальние зарницы.
Свинцовым ливнем пулеметных строк
Рубеж столетий рвется на страницы.

Взревет станок, бумагою давясь,
В разрывах притяжения земного -
Ударит - влёт - кириллицею - в вязь
Пропитанною кровью русской Слово.

ВИОЛЕТТА БАША

Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Вадим Шефнер

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (19.11.2013   07:44:02)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

В поисковике на запрос "Виолетта Баша" строка выдается такой:

Стихотворения к урокам литературы и русского языка

Ольга Уваркина   [Москва]    (19.11.2013   15:24:43)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Это, несомненно, приятный факт. В моей жизни были похожие случаи, когда мне писали незнакомые люди с просьбой читать мои стихи в детском саду и школе на утренниках.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (19.11.2013   17:52:11)
(Ответ пользователю: Ольга Уваркина)

Приятно,конечно.
Но еще одно - начинаешь понимать,что живешь не зря.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (20.11.2013   07:05:16)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Дина, ты доносишь свои и не только свои стихи до сознания школьников, и это хорошо. Это просветительская работаю. А я сама ничего не сделала. чтобы мои стихи учили в школе,а их учат,и это меня радует.

Это значит, что несмотря на сетевой троллинг в мой адрес, клевету в мой адрес и подобную шелуху, настоящая поэзия сама находит себе дорогу. Особенно важна дорога к детям, а через них - в будущее.

Дина Немировская   [Астрахань]    (20.11.2013   09:33:03)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Ви, дорогая, с сего дня буду и твои стихи доносить до учеников пятых классов гимназии 1 г. Астрахани, лишь вчера приступила к работе с ними!

А о том, что я доношу свои стихи до сознания школьников, то я как раз больше доношу творчеству других авторов. Обзорные же очерки школьников о моем творчестве (их достаточно много) все как один писались в пору моих левантийских скитаний.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (20.11.2013   15:39:23)
(Ответ пользователю: Дина Немировская)

Спасибо, дорогая Ди,

с признательностью,

Геннадий Дергачев   [Москва]    (19.11.2013   16:00:56)

Я согласен с Вами, Виолетта, и прекрасно Вас понимаю. Когда твои стихи читают дети, находят их нужными для заданного урока, рождается чувство совершенно другое, более светлое, более радостное, непохожее на то, которое возникает даже от похвалы взрослого читателя. Я не ставил себе целью специально писать для детей, но, наблюдая, с какими вопросами в поисковиках заходят читатели, могу уже определить какие темы проходят на неделе школьники, особенно младшие классы. Они ищут: кто такой Кощей, стишок про Змея Горыныча или Бабу Ягу, про берёзу и вербу, и почему-то, сам удивляюсь, стихи про солому :) А мои загадки про лесных жителей стоят на первом месте из 6 миллионов, найденных по теме. На сайте Школы России находятся мои школьные частушки. Пустячок — а приятно. Отзыв от незарегистрированных юных читателей ценю очень высоко, ведь они не поленились сказать спасибо и вбить ещё циферки, а не просто нажать на лайк :)
Произведение живёт своей жизнью — это я повторяю без устали, его будут читать, если оно кому-то остаётся интересным и нужным.
Спасибо Вам, Виолетта, за тему! :)

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (19.11.2013   17:51:44)
(Ответ пользователю: Геннадий Дергачев)

Спасибо за понимание.

Юрий Ермоленко   [Москва]    (19.11.2013   16:27:11)

Сообщение удалено автором темы...

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (19.11.2013   17:51:25)
(Ответ пользователю: Юрий Ермоленко)

И потому я думаю: «На кой
нам ценности поэзии такой»!


Нам?
Вот и политики отдельные любят говорит от лица всего народа.

Вам не нужно,ну и слава богу.А народу нужно. И это радует.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (20.11.2013   02:56:32)
(Ответ пользователю: Юрий Ермоленко)

Жаворонок из города Сов 19.11.2013 16:27:11

Облико морале

Виолетте Баше в связи с началом изучения её поэзии в Российских школах

С чего вы так самонадеянно решили, что с "началом"?

Впервые узнала, что мои стихи учат в школе лет 10 назад.

Этот случай не первый.

А вот исходить ядом из зависти - не лучший выбор для творческого человека.

Дина Немировская   [Астрахань]    (20.11.2013   04:59:20)

"Бывают странные сближения"!

Давно замечала, что мы с тобою, Ви, как говорится, чуем друг друга на расстоянии.

Нам не дано предугадать,
как наше слово отзовется...

Федор Тютчев, -

Эта тютчевская цитата открывает обширный фотоальбом "И современники, и тени..." (кстати, под таким наименованием вышла недавно в свет книга очерков и посвящений астраханским литсобратьям Юрия Щербакова, выпуск её был приурочен к 50-летию астраханской писательской организации. Фотоальбом же станет подспорьем для цикла лекций в институте просвещения, переподготовке и квалификации по литературному краеведению. Автор видеоальбома пожелал остаться неизвестным, фото отбирала я, а сам он проживает в Хайфе. Альбом будет готов уже сегодня, когда загружу его, скину ссылку. А пока послушай песню Станислава Андрианова "Последняя стая", на стихи Мажлиса Утежанова в переводе Юрия Щербакова, посвященную всем ушедшим нашим литераторам: http://my.mail.ru/video/mail/april461/_myvideo/621.html#video=/mail/april461/_myvideo/621 (на странице моего земляка Геннадия Ростовского).

Я только вчера приступила к работе с пятиклассниками одной из гуманитарных гимназий своего города, обещаю держать тебя в курсе о том интересном, что происходит у нас.



Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (20.11.2013   05:03:36)
(Ответ пользователю: Дина Немировская)

Удачи тебе, Дина!Работа со школьниками- это большое и нужное дело.

Дина Немировская   [Астрахань]    (20.11.2013   05:10:07)
(Ответ пользователю: Дина Немировская)

Могу добавить, что стихи поэтов моего края давно изучаются в школах, не без моей легкой руки... Ещё в 2000 году вышло в свет учебное пособие "На грани веков", содержащее очерки о 24 астраханских литераторах. Я продолжила работу своих вузовских профессоров и доцентов (авторов таких известных книг, как "Писатели Нижней Волги. Критико-биографические этюды. – Волгоград, 1973.) Дмитрия Трофимовича Чирова и "У Волги, у Каспия, - М., 1985 - Николая Сергеевича Травушкина. Моё учебное пособие имеется ныне во всех районах нашего края и является подспорьем в работе учителей-словесников и методистов. Оно было переиздано, невзирая на то, что вышло в свет довольно большим тиражом в 200 тыс. экз. Сейчас я работаю над его третьей частью, так как время идёт, многие уходят в мир иной, но в нашем богатом литературно крае появляются новые имена.



Дина Немировская   [Астрахань]    (20.11.2013   05:13:47)

Я тоже рада, что мои стихи лет 20 уже изучают в школах. Да и не только мои! Вот 2 неплохих анализа старшеклассницы и педагога. Первый посвящен анализу одного из моих стихотворений, второй - жизни и творчеству Нинели Мордовиной:

Лингвистический анализ стихотворения «Зима»

Имя Дины Немировской широко известно астраханским ценителям поэзии. Поэтесса прекрасно владеет техникой стихотворения, её стихи богаты различными художественными средствами, которые помогают усилить выразительность поэтической речи. Для Дины Немировской характерна огромная работа над словом, звуком, стилем своих произведений. Поэтесса использует целую систему языковых средств для передачи идейно-тематического содержания своих стихотворений.
Для лингвосмыслового анализа я выбрала стихотворение «Зима», вошедшее в первый сборник Д.Немировской «Преданная женщина»(1991г.)
На мой взгляд, это стихотворение очень оригинально и интересно для анализа.
Погашен свет. Простужены дома.
И продолженьем этого кошмара
Является мисс мистика, зима.
Зима-гетера в гетрах и с гитарой.
С мозгами и береткой набекрень,
, И мыслями о добром и о вечном,
Снежинствует она который день
В однообразном платье подвенечном.
Усмешка нагловата и нежна,
И каждый шаг ленив и осторожен.
Забытая, побитая жена,
Как мстит она подвыпившим прохожим!
При чтении этого лирического текста возникают непривычные ассоциации, так как зима преподнесена читателю не как привычное явление природы, не как образ прекрасной волшебницы, чародейки, способной до неузнаваемости изменить всё вокруг ,сделать природу необыкновенно красивой, укрыть белым покровом поля, принарядить леса и рощи, украсить дома, городские скверы и улицы.
Перед нами совершенно иная , новая зима, «зима-мистика», «зима-гетера».Она с «мозгами и береткой набекрень», т.е. странная, чуднАя. Тем не менее, эта Зима «снежинствует» с «мыслями о добром и о вечном». Вырисовывается образ необыкновенной, чудаковатой особы. Её «усмешка нагловата и нежна», а «каждый шаг ленив и осторожен»-и здесь заметны не свойственные зиме противоречия, хотя последние строки :«мстит она подвыпившим прохожим»- в какой-то степени понятны.
Но почему она «забытая» да ещё и «побитая жена»?
Создаётся впечатление, что под образом Зимы автор, скорее всего, маскирует женщину, показывая при этом три периода её жизни.
Сначала перед нами –гетера- свободная, независимая , затем- необычная невеста в «беретке» и «однообразном платье подвенечном», и , наконец, «забытая жена», которая «мстит» за свои ,возможно, несбывшиеся мечты юности.
Таким образом, перед читателем непростая Зима-женщина, которая враждебно относится к приближающейся старости (ведь если времена года переложить на жизненные этапы человека, то зима будет олицетворять мудрость, старость).Скорее всего, героиня-Зима испытывает страх перед возрастом, поэтому у неё желание противостоять ему( в душе-то она молода!)-вот поэтому и в гетрах, в берете да ещё и с гитарой, а это атрибуты молодых! И далее- усмешка нагловата и нежна- тоже может быть чаще всего у молодых. Это тоже говорит о том, что не хочется ей стареть. Возможно, за это и бывает бита, а вот теперь появилась возможность отомстить? Итак, перед нами образ своенравной, непредсказуемой Зимы- женщины -такой интересной и притягательной!
Большой диапазон использованных лексических, стилистических средств делает стихи колоритными.
В тексте стихотворения автор использует больше всего имен существительных ,это, видимо, потому, что нужно показать Зиму -женщину, а значит, важно вначале ответить на вопрос: кто она такая? А потом - какова она?
В стихотворении преобладают не абстрактные , а конкретные имена существительные: «мисс-мистика» , «зима».Даже имена существительные используются в роли существительных : «мыслями о добром и о вечном».
Глаголы настоящего времени :является- снежинствует- мстит помогают увидеть картину преображающейся на глазах природы.
Единственное наречие «набекрень» также конкретизирует образ Зимы-гетеры: «с мозгами и береткой набекрень» ,т.е. не только «с мозгами», но и с «береткой набекрень»,что означает: с залихватским наклоном набок.
Поэт хотел показать непривычный образ, поэтому предложения ,в основном, простые, а сказуемые выражены существительными, краткими прилагательными и причастиями.
Погашен свет .Простужены дома.
Зима-гетера.
Усмешка нагловата и нежна.
Для текста стихотворения характерна также инверсия главных членов предложения:
Является мисс-мистика…
Снежинствует она.
Инверсия использована Д.Немировской для выделения наиболее значимых слов и повышения интонационной выразительности. Поэтому коммуникативно вежные слова перенесены в начала предложений.
Для синтаксического строя стиха характерно многосоюзие или полисиндетон, т.е. такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом:
С мозгами и береткой набекрень
И мыслями о добром и о вечном…
При помощи многосоюзия автор подчёркивает единство перечисляемого.
Прием аллитерации ,стройный звуковой ряд (ш-ж, с-з, б-р) выделяет в речевом потоке отдельные слова, наиболее важные и звучные.
В стихотворении доминирует разговорная лексика: «с мозгами набекрень», «забитая , побитая жена» , «мстит подвыпившим прохожим».Встречаются заимствования: «гетера»,а вот «мисс»-это ,скорее всего, дань моде. Гетера, свободная женщина, вырвавшаяся из-под чьей-то власти и потому, возможно, злорадствующая , предвкушающая месть.
Использование сочетания мисс-мистика тоже не случайно. Ведь слово «мисс» (здесь в значении: самая лучшая) подчёркивает исключительность, неповторимость зимы как явления загадочного, необъяснимого.
Особенностью языка автора является необычное сочетание слов: «в однообразном платье подвенечном».Эпитет «однообразный» (постоянный, неменяющийся)не привычен для торжественного «подвенечное платье».
Для Д. Немировской характерна огромная работа над словом. Усмешка зимы «нагловата», но не нагла, т.е. не так дерзка, непочтительна, а даже еще и - «нежна».
По словам Л.Н.Толстого, искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов. Этим искусством Дина Немировская владеет прекрасно.
Самые обычные слова, объединенные определенным образом, создают у поэтессы неповторимые картины природы.
Таким образом, вся палитра средств, используемых автором, помогает читателю увидеть привычную зиму с неожиданной стороны, зримо представить себе яркий образ ,глубоко проникнуть в содержание текста.
По моему мнению, стихи Дины Немировской следует читать с готовностью в какой-то момент мысленно улыбнуться.
Итак, в стихотворении «Зима» мы видим тщательную, вдумчивую работу автора над словом.
Это придает произведению идейно- образную целостность и стилевое своеобразие.
У Дины Немировской - свое видение мира, окружающей жизни; чувствуется оригинальность поэтического почерка. В ее стихах слышится взволнованный голос ее сердца и разума.

Судьба продолжает одаривать меня трогательными встречами. Так, во время руководства курсами для воспитателей по литературному краеведению в институте усовершенствования и переподготовки учителей меня поразил анализ стихотворения "Лотос" Нинели Мордовиной, выполненный воспитателем МБОУ "Яксатовская СОШ" Табаченко Анной Николаевной (слушателям курсов было дано задание выполнить обзор произведения одного из прозаиков или поэтов астраханского края на выбор). Привожу на странице памяти моего Учителя Нинели Мордовиной этот обзор полностью:

Анализ стихотворения Н.Мордовиной «Лотос»


Я снова с горечью в сердце пытаюсь привлечь внимание к имени нашей яркой землячки – Нинели Александровны Мордовиной – поэта, журналиста, человека, чье творчество еще не изучено настолько, насколько оно имеет ценность для нынешнего времени. Да и будущему есть пища для размышления в ее строчках.
Она любила этот город всем сердцем, всей душой, как умела это делать только она - безоглядно, не замечая недостатков. Настоящая любовь такой и бывает. А ведь родилась и выросла Мордовина далеко от наших краев на Дальнем Востоке, в городе Харбин.
Поэзия Мордовиной удивительно оптимистична. Любовь переполняет её – к жизни, к волжским просторам и речке Ахтубе, к Каспию, к ярким людям, с которыми она имела счастье дружить, к красоте, что всех «превыше сословий», к людской доброте, к России, что «нам – бог и свет!».
Лотос
Скоро снова у самого устья
Волга алый накинет платок, -
Это сотни бутонов распустит
Лотос – дельты заветный цветок.
Сразу станут прохладней рассветы
И короче палящие дни:
Лотос – дар уходящего лета –
Зажигает в протоках огни.
И от этих огней над водою
Снова жарко аукнет в груди,
Словно мне путеводной звездою
Кто- то высветил путь впереди.
Словно чей-то взволнованный голос
Окликает – до боли родной!
Роза Каспия – огненный лотос
Распылался над синью речной.
Вечным таинством света и цвета
Манит лотос людские умы…
Лотос – к счастью… Вы слышали это?
Да к добру ли для лотоса мы?
Мы – щадить не умевшие сроду
Ни земли, ни воды, ни цветка…
Лотос к счастью?
Вся к счастью природа,
Оттого-то и дышим пока.

Стихотворение пропитано настроением - восхищением цветком.
Это стихотворение вызывает чувство гордости за свой край, любовь к цветку и ко всей природе.
А.Мордовина использует местоимения множественного числа: «мы», «нас», говоря о проблеме, угрожающей людям. В этом стихотворении, посвященным теме экологии, она заботится о будущем наших потомков, да и о нашем будущем в целом. Природа для Мордовиной, её состояние превыше всего, ведь от неё будет зависеть наша жизнь. Нинель Александровна задаётся вопросом: «А не чужие ли мы?» - раз так относимся к своему, родному. Мордовина сожалеет, что сейчас, увы, не всё так хорошо и прекрасно, как раньше. Автор обвиняет нас, что мы не умеем беречь своё, это мы видим в строке из стихотворения, например: « Мы – щадить не умевшие сроду…». Но она говорит, что нам не поздно изменить эту реальность: « Лотос к счастью? Вся к счастью природа, оттого то и дышим пока». Взволнованность проявляется почти в каждой строке стихотворений.

В этом стихотворении Нинель Александровна использует ямб с пиррихием. В нем дается описание природы до вмешательства человека, т.е. показывается, как должно быть в действительности, какой должен быть окружающий нас живой мир.
Это стихотворение убеждают нас, что Нинель Александровна безумно любит свой город и просит нас, людей, живущих в нем, охранять и беречь его, как свое родное и самое ценное в жизни.
Поэтесса передает свою просьбу простыми словами, такими, какие мы используем в повседневной речи. Отсутствуют архаизмы, неологизмы, да и зачем они нужны, ведь мы говорим о насущных проблемах, которые всегда окружали нас, о проблемах с которыми сталкиваемся каждый день. Ещё одной особенностью стихотворений Н.А.Мордовиной является преобладание в них сложных предложений. Каждое предложение несет много информации, в каждом – частичка души поэта («Скоро снова у самого устья Волга алый накинет платок – это сотни бутонов распустит лотос – дельты заветный цветок»). Любимый пунктуационный знак Мордовиной – тире, отрывистое, резкое, контрастное. В этом знаке и противопоставление, и введение приложения («Лотос – дар уходящего лета – зажигает в протоках огни»).
Любит Нинель Александровна умолчание (много в ее стихотворениях многоточий), она словно останавливает свою речь, заставляя читателя задуматься, поразмышлять: « Лотос – к счастью…Вы слышали это?» Восклицательные и вопросительные предложения позволяют поэтессе вести диалог с читателями:
Лотос – к счастью… Вы слышали это?
Да к добру ли для лотоса мы?
Мы – щадить не умевшие сроду
Ни земли, ни воды, ни цвета…
Лотос к счастью?
Вся к счастью природа,
Оттого-то и дышим пока.

Много у Мордовиной противопоставлений: «волга алый накинет платок – это сотни бутонов распустит лотос – дельты заветный цветок».
Излюбленными художественными средствами поэта являются
эпитеты («алый платок», «заветный цветок»; «огненный лотос»; «палящие дни»),
сравнение («дар уходящего лета», «роза Каспия»).
Недаром лотос сравнивается с царицей всех цветов – розой. И это достойное название для такого красивого цветка. Поистине, лотос может занимать королевское место среди флоры нашего края.
метафоры («волга алый накинет платок», «лотос зажигает огни», «жарко в груди», «лотос распылался», «лотос манит», «людские умы»).
В стихотворении Н.А.Мордовиной мною обнаружена одна композиционная особенность. Её произведение делятся на две части, каждую из которых можно условно назвать «до» и «после». В первой части говорится о природе до нашего вмешательства, а в последней - о природе, а вернее, о том, что мы с ней сделали.
Н.А.Мордовина – одна из тех поэтов, которые далеко не равнодушны к судьбе своего края, к уникальной его природе. Это поэт, у которого очень индивидуальная, неповторимая манера письма.
Творчество Н.А.Мордовиной интересно современному школьнику, заслуживает пристального внимания и изучения.



Дина Немировская   [Астрахань]    (20.11.2013   05:44:55)
(Ответ пользователю: Дина Немировская)

А этот фильм советую посмотреть всем, кто интересуется настоящей поэзией: http://www.youtube.com/watch?v=QC7wO8J7R8s&list=FLJNeLZMmm5-srXKXxv3mmlA

Фильм сделан по мотивам творчества астраханской поэтессы Н.А Мордовиной. Фото и видематериал - виды Астрахани и природы астраханского края.

Геннадий Ростовский   (20.11.2013   09:07:35)
(Ответ пользователю: Дина Немировская)

Работа гимназистов знаменской 235-ой гимназии «Певец Астраханского края». 2004 год.

Цель работы.

Представленная на конкурс работа посвящена поэту, члену Союза писателей России Геннадию Сергеевичу Ростовскому, полковнику запаса, живущему в городе Знаменске.
Почему объектом нашего исследования стал творческий и жизненный путь Геннадия Сергеевича Ростовского?
В одном из выступлений Президент России В. В. Путин говорил о российской общенациональной идее, суть которой в том, чтобы “в больших и малых делах думать о России”. Любовь к Отечеству начинается с малой родины: отчего дома, родного села, города юности, весеннего разлива и криков чаек. И мы гордимся тем, что наш земляк Геннадий Сергеевич Ростовский смог воспеть в своём творчестве родное Астраханское Понизовье, тяжёлый рыбацкий труд, рассказал об армейских буднях ракетного полигона, проблемах сегодняшней армии. Однако творчество поэта практически не исследовано.
Цель нашей работы – выявить истоки формирования поэтического дара нашего земляка и современника Геннадия Сергеевича Ростовского, познакомить любителей поэзии с его творчеством.


Основные задачи исследования.

1. Изучить биографию Ростовского, его жизненный и творческий путь.
2. Определить факторы, имеющие первостепенное значение для формирования его поэтического мира.
3. Изучить проанализировать особенности творчества Г. Ростовского.
4. Продолжить работу по популяризации творчества Г. Ростовского не только на его малой Родине – Астраханской области, но и за её пределами.

……………………………………………………………………………

В создании проекта «Певец Астраханского края» принимали участие:

Научные руководители

Бородовицына Надежда Алексеевна
(зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы)
Менялина Ольга Федоровна
(учитель русского языка и литературы)
Буслова Светлана Николаевна
(учитель русского языка и литературы)
Корнеева Елена Сергеевна
(учитель информатики)

Авторский коллектив

Авторы текста:
Рубцова Екатерина
Петранникова Ксения
Черкашина Анна
Дубинина Ирина
Дизайн и набор:
Одарченко Олег (aka NormaNN)
Липко Юлия
Ефименко Александр
Алимбеков Руслан
Олейник Анатолий

Николай Лемкин   (20.11.2013   08:52:17)

рад за тебя, меня вот тоже умилило-

"...Конспект урока литературы в 10 классе.
Тема урока: «Сопоставление портрета «градоначальника» в произведениях М.Е.Салтыкова – Щедрина с портретом современного руководителя».

Сравните ваши «портреты» с иллюстрациями Николая Лемкина. Какое общее впечатление создается от этих рисунков?

Создается ощущение полной никчемности, пустоты, уродливости власти, что и показано в творчестве Салтыкова-Щедрина...."
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCkQFjAA&url=http%3A%2F%2Fpermedu.ru%2FFiles%2F25052011144402364.doc&ei=

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (20.11.2013   15:40:34)
(Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Супер, Коль, и тебя причислили и лику классиков, наше число множится, ура!!!

Анатолий Хребтюгов   (20.11.2013   10:35:58)

Виолетта, я примерно так же думаю о своих стихах. Мне приятно, когда они попадают в какое-то издание, но я сам к этому не стремлюсь и понимаю, что это не имеет значения. Бумаге, действительно наступает конец. Но имеет значение то, что стихи сами читатели и пользователи тащат к себе на странички. То есть они расходятся по сайтам и весям. Если же я нахожу их в методических разработках провинциальных учителей, в сценариях к детским праздникам - это верх счастья. Детские головы - это самое надёжное хранилище и передатчик будущего.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (20.11.2013   15:41:11)
(Ответ пользователю: Анатолий Хребтюгов)

Точно!

С теплом,
удачи вам,
Виола

Владимир Грикс   [Нижний Новгород]    (20.11.2013   12:01:52)

Полагаю, что думать о будущем стихов, как и о будущем любого созданного творцом и бесполезно и бессмысленно. Полезнее печалиться о себе.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (20.11.2013   15:41:27)
(Ответ пользователю: Владимир Грикс)

И это отчасти верно:)

Дмитрий Шнайдер   (21.11.2013   09:49:40)

Врагу своему не пожелаю, чтобы его стихи учили в школе.
Каждому автору хочется чтобы его творчество любили, а не насаждали насильно.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (21.11.2013   13:36:11)
(Ответ пользователю: Дмитрий Шнайдер)

И в этом есть своя правда.
Ну до обязательной программы нам еще не близко,чай мы с тобой не Пушкины.
А вот факультативно, как пример современной поэзии - если учителя проявляют инициативу, так спасибо им большое.
Да и такой факультатив вряд ли отобьет охоту.

Дмитрий Шнайдер   (21.11.2013   20:45:47)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Отобьёт ли факультатив охоту это и от учителя зависит и от охоты его учеников и от указаний спущенных сверху.
Но что-то я о грустном и не совсем по теме.
Что я думаю о будущем своих стихов.
Подражание Антиоху Кантемиру https://www.chitalnya.ru/work/435418/
Лучик славы
Скучен вам, стихи мои, текстовый редактор.
Очень хочется пройтись вдоль по интернету,
В слово яркое одеть голенькие факты,
Лучик славы принести скромному поэту.

Очень хочется сиять вам на всех литсайтах,
Получая все призы в конкурсах престижных,
Быть для жителей сети символом таланта.
В сборник классики уже навострили лыжи.

Полагаете, что вас люди сразу примут,
Прочитают до конца и полюбят сильно
И признают сразу все гениальным Диму,
Насладится вам дадут похвалой обильной.

Размечтались, но увы, труден путь к вершине
И на нём опасность ждёт вас на каждом шаге.
Поджидает многих смерть скорая в корзине
Иль забвенье под столом на клочке бумаги.

Поджидает вас давно злобный критикантроп
С неуклюжим топором ветхого канона
И рычит как адский пёс на поэта Данта.
Это только элемент шумового фона.

Но живёт ещё в сети грозный модератор.
Он в засаде за компом прячется ночами,
Сигаретою пыхтит как старинный трактор,
Из ведёрка кофе пьёт и следит за вами.

А ещё, стихи мои, флудеры опасны.
Флудоносные стада бродят по порталам.
На страницах после них безобразно грязно.
Заразится чем-нибудь очень стрёмно стало.

Нелегко стихам дойти до вершины славы.
То читатель не поймёт, то душой не примет,
То решит, что вы совсем и во всём не правы.
Не захочет признавать дар поэта в Диме.

Лишь немногие из вас путь осилить смогут.
Большинство же по пути время смоет в Лету.
Может выдержит одно трудную дорогу –
Лучик славы принесёт скромному поэту.


Текстовый редактор - word
Критикантроп – псевдолитературовед признающий поэзией только произведения написанные по канонам классицизма середины восемнадцатого века и русскими словами лишь те которые записаны в словаре Даля.
Адский пёс – цербер.
Дант – Данте Алигьери. Фанат Беатриче. Ездил в турпоездку по аду, о чём написал длинный репортаж. Читайте также его репортажи про рай и чистилище.
Лета – река забвения. Наиболее интересная достопримечательность ада после местных монстриков и адептов дума. К ней водят всех вновь прибывших эмигрантов.

Александр Беляков   [Санкт-Петербург]    (21.11.2013   10:01:58)

19-го в День ракетчика встретился с ребятами, с которыми служили срочную 45 лет назад.
Оказалось, что они помнят песню на мои стихи.
Мне было приятно. А в школе? Я не потяну...



По переулкам Северной Столицы
Брожу угрюмо на закате дня,
И напряженно вглядываюсь в лица
Людей, что сменят на земле меня.

Какие вы? И не узнать до срока,
Ведь будущее для меня темно.
А разглядеть пророков и пороки
Грядущего, увы, не суждено.

Что вам оставлю? Не могу ж Россию.
Россия персонально не моя.
Она и так, как дом отцовский к сыну,
Вам перейдет по праву бытия.

Мои стихи? Ну, я вас умоляю!
Я не поэт, я их переживу.
Я просто красотой родного края
Был восхищен и грезил наяву.

Но если правда в генах остается,
Как в зеркале прошедшее житье,
Любовь моя к России отзовется
В далеком прапраправнуке моем.


И прежде, чем ушедший день померкнет,
Я в храм зайду и тихо помолюсь.
Для тех, кто к нам уже идет на смену,
Храни Господь Святую нашу Русь!

С уважением, Александр

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (21.11.2013   13:37:17)
(Ответ пользователю: Александр Беляков)

Саша, замечательно,что ребята-сослуживцы поют и ценят вашу песню.

Тоже отличный отклик.

Удачи и вдохновения.














1