Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Спор двух публицистов


Выбрать темы по:  
Виолетта Викторовна Баша (11.09.2008   04:05:00)
Просмотров: 269

Имя Владимира Высоцкого стало символом эпохи. Для современных поколений это легенда. Для нас - наш современник. Мы помним его живым. И трудно представить, что прошло уже много лет, как он ушел из жизни. И трудно представить, что вокруг его имени не затихают споры. Как не захитали они в семидесятые. Трудно потому, что казалось бы, какие могут быть сомнения? Он - единый крик России, придушенной цензурой и лихолетьем. И народный любимец.
Но видимо, такова сила его песен, что до сих пор о них спорят.

Спорят два умных и ярких публициста, обоих я глубоко уважаю за их работы.
И именно продолжение этого спора и решила вынести в анонс.
Многие из вас читали статью глубкого мной уважаемого публициста и поэта, редактора с стажем редакторской работы не в одно десятилетие - Валерия Хатюшина.
Другой - Евгений Гусаченко.
Его ответ Валерию мне показался глубоко продуманным и серьезно аргументированным.
"Кто такой Высоцкий?"

http://www.chitalnya.ru/work.php?work=27344

Статья написана не без остроты по опношению к оппоненту, но написана ярко, и позиция автора мне показалась убедительной. Хотя сомнения Валерия также не лишены основания.
Был ли Высоцкий гоним властыми, или они, имея возможность полностью излоровать его от массового слушателя, все таки дали ему "зеленый свет"?
Был ли он жертвой властей, почему погиб, почему не шли его песни в кино - об этом и многом другом -читайте в статье Гусаченко о Высоцком.
Мешала ли слава Высоцокого популярности Николая Рубцова?
И судите сами - кто прав.


Комментарии:

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   04:06:00)

Хочу отметить, что Время эту точку уже поставило. Ведь господин Хатюшин датирует свои критические заметки 1988 годом. То есть, прошло уже двадцать лет, а о Высоцком пишут и пишут. Его стихи издаются, издания обновляются, меняются их названия. Тиражи постоянно дополняются. Да вот, хотя бы роскошный двухтомник «Владимир Высоцкий», Екатеринбург,
Изд-во Крок-Центр, 1995год., тиражом 30000 экз. Господин Хатюшин
может, конечно, отпарировать, что тираж – это не показатель. Конъюнктура,
дескать. Беру «Словарь иностранных слов и выражений», Москва, «Олимп»,
ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998, - 608с., читаю: конъюнктура –
сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области. Временная, подчеркну. Есть расхожее выражение, что ничего нет постоянней временного. Это выражение применимо к нашей вечной русской расхлябанности. Но в данном случае, речь идет о литературной ситуации. А она такова на данный момент: бездарный в поэтическом плане, по определению господина Хатюшина, исполнитель
пошлых песенок на потребу публики, наркоман и алкоголик Владимир Высоцкий ( был такой, но «упустил свой шанс войти в историю русской культуры – В.Х) ИЗВЕСТЕН БОЛЬШЕ, чем Н.Рубцов, А.Передреев, Б.Примеров, Ю.Кузнецов и другие, не менее талантливые поэты. И, даже,
конфуз-то какой, самого В.Хатюшина. Прямо как в пародии Л.Филатова
на Р.Рождественского «Но всему же есть предел, братцы» К слову сказать, в моем доме, этажом выше живет алкоголик. Я бы и не знал о его существовании, если бы он периодически не заливал меня. Ах да, у Высоцкого был еще один атрибут известности – жаждущая легковесных зрелищ – примитивная публика. Так, господин Хатюшин? Шутка, конечно.
И знаете, господин Хатюшин, ваше педалирование «еврейства» Высоцкого
В споре с Василием Чуприным здесь ничего не объясняет. Скорей затуманивает.
Хочу коснуться вопроса зажима Высоцкого Советской властью, на который особенно нажимают ваши оппоненты, желая сделать из него мученика.
Это, конечно, не соответствует истине. Но сначала одна поправка.

« Он снялся в огромном количестве фильмов и почти во всех – пел свои песни» Это цитата из вашей статьи.
Высоцкий лично исполнял свои песни в ничтожном количестве фильмов,
Из числа тех, для которых он их писал. По заказу, кстати.
Перечисляю те, где он кроме авторства был и исполнитель:
«Вертикаль», «Я родом из детства», «Опасные гастроли», «Хозяин тайги» «Единственная» Это, пожалуй, все.
А вот другой список: «Последний жулик», Рижская киностудия, 1966год.
Написано 4 песни, в кинофильм вошли две в урезанном виде.
«Саша-Сашенька», Беларусьфильм, 1966г. Написано три песни, в кинофильм вошли две.
«Интервенция», Ленфильм, 1968. Провалялся на полке, вышел в 1987году.
Написано 4 песни, в кинофильм вошли две.
«Иван Макарович», Беларусьфильм, 1968год. Написана одна песня, в кинофильм не вошла.
«Один из нас», Мосфильм, 1970г. Написано три песни, в кинофильм вошли две, одна из них в урезанном виде.
«Черный принц», Мосфильм, 1973г. Одна песня, в кинофильм не вошла.
«Бегство мистера Мак Кинли», Мосфильм, 1975год. Написано девять великолепных баллад. В кинофильм вошли две, одна из них в урезанном виде. Дадим слово автору.
До премьеры: «Я снимаюсь в Москве в фильме Швейцера «Бегство мистера
Мак Кинли» Я туда написал баллады и буду их исполнять. Это фантастическая история про бегство из этой жизни. Баллады для меня довольно странные. Я много времени угробил, потому что про «них»
я никогда не писал ничего ( про них – это про капиталистов, Е.Г.) Там пришлось на каких-то других вещах работать, но не узнаваемых, а на человеческих чувствах. Я там играю Автора фильма и пою песни.
Этот человек все время появляется, споет и уходит. Очень хорошая роль»
После премьеры: «Реклама фильма была невероятная. Дескать, я буду играть чуть ли не главную роль и петь много песен. Сложился киноматериал, мои песни в него не вписывались. Получилось совсем другое кино, чем то, которое должно было быть сначала. Ни черта никаких баллад нет. Осталось с гулькин нос, какие-то полторы песни и те – непонятно откуда взялись. Маленький эпизод. Люди, которые любят мои песни, хотят их послушать,
Уходят разочарованными»
«Стрелы Робин Гуда» Рижская киностудия, 1973год. Этот фильм принес разочарование мне, вашему покорному слуге. Я и шел-то на него из-за баллад
Высоцкого. Но послушаем самого автора.
До премьеры: «Я написал шесть баллад для фильма «Робин Гуд», который
Снимается на Рижской киностудии. Петь я их буду вместе с «Песнярами»
Мы давно с ними хотим работать. Они ждут уже Бог знает сколько времени,
И я тоже. Будут звучать народные инструменты. Я написал несколько совсем непохожих на меня лирических баллад. Их надо обязательно с оркестром исполнять…»
После премьеры: «Неприятная история случилась у меня с фильмом, который называется «Стрелы Робин Гуда» Сняли материал. Я написал несколько баллад, шесть баллад, которые давали несколько иное направление этому фильму. В них была печаль какая-то, ностальгия по детству. А фильм был снят, как приключенческий. Или поэтому, или по другим причинам, но баллады в этот фильм не вошли. Ни музыка, ни песни» Официальное объяснение отклонения баллад – художественный уровень их оказался выше уровня снятого материал – Е.Г.
«Иван да Марья», Киностудия им. Горького,1974г. Написано 14 песен. И каких!!!. Вошли три. А точнее сказать короткие фрагменты трех.
Список можно продолжить, но не буду утомлять читателя. И так ясно,
С кинематографом у Высоцкого были сложные отношения. Все это опровергает оптимистический тон процитированного отрывка статьи Хатюшина. Сомнительно и утверждение об огромном количестве кинофильмов, в которых снялся Владимир Высоцкий. В большей степени
он был театральный артист. Кстати, ведущий в своем театре на Таганке.
А вот что касается его концертной деятельности, то здесь все обстоит иначе,
С точностью до наоборот. Господа оппоненты Хатюшина. Он прав. Власть Высоцкому потворствовала. Практически во всем – от триумфального шествия по стране до свободного выезда за границу. Узника совести из него, увы, не получается, как бы вам этого не хотелось. Вот что пишет известный исследователь творчества Высоцкого Федор Раззаков.
«В КГБ были прекрасно осведомлены о том, что Высоцкий сидит «на игле».
На Лубянке знали всех людей и все каналы по которым для него поступали наркотики, поскольку в круг друзей Высоцкого входили и стукачи. Если бы чекисты захотели, они легко «посадили бы Высоцкого на крючок», но они этого не сделали. Видимо, не было команды с самого «верха»
Утаивалось от широкого круга почитателей о пристрастии его к наркотикам,
ибо отношение к наркоманам у наших людей было куда как более нетерпимо, чем к алкоголикам.
Во второй половине 70-х, когда слава Высоцкого достигает заоблачных высот, а тема протеста приобретает в творчестве бОльшую глубину, его песни безжалостно рубятся, например, в Госкино ( о чем я писал – Е.Г.), но беспрепятственно распространяются в «магнитоиздате», который находился под плотным колпаком Лубянки. Зная, какое влияние оказывают на умонастроения людей магнитофонные записи Высоцкого, КГБ НЕ ТОЛЬКО ПАЛЬЦЕМ ЕГО НЕ ТРОГАЛ, но не препятствовал разъезжать по стране и
собирать целые Дворцы спорта. Да, да, именно во Дворцах спорта численностью под 10000 зрителей Высоцкий начал давать концерты во второй половине 70-х годов, то есть в момент апогея «разрядки» А это уже политическая составляющая благоволения властей. Например, в январе 1978г. он в течение четырех дней выступал в Северодонецке, собрав на своих выступлениях свыше 100000 зрителей ( давал в день по четыре концерта).
Спустя три месяца он выступал уже во Дворце спорта в Запорожье и уже собрал там за те же четыре дня почти такую же аудиторию, дав двенадцать концертов. И это на Украине, считавшейся самой подконтрольной КГБ республикой!
В следующем году Высоцкий выступал во Дворцах спорта в Ярославле (февраль), Ташкенте (март), Ижевске (апрель), Глазове ( май), Тбилиси (сентябрь), где его песни услышало еще несколько сотен тысяч человек.
Это не считая аудиторий Домов культуры, НИИ и т.д.
Причем все эти концерты записывались на магнитофоны и распространялись по стране со скоростью пожара. Нечего и думать, что КГБ МОГ ПРЕКРАТИТЬ ЭТО без труда, но он был заинтересован в распространении творчества Высоцкого.
Существует версия, что власти делали на выступлениях поэта большие деньги, но эта версия не выдерживает критики. Здесь была замешана большая политика, поскольку наивно было бы предполагать, что такое явление, в которое превратился в 70-е годы этот певец, смогло бы существовать без вмешательства сверху. (Тут уместно вспомнить ПИСАТЕЛЯ, ДРАМАТУРГА и исполнителя собственных песен А.Галича (Гинзбурга), которого заглушили после выступления в Новосибирском Академгородке в Доме ученых, а в 1973г. выдавили из страны – Е.Г.)
Поэтому версия о том, что Высоцкий так рано ушел из жизни из-за постоянного давления на него со стороны властей, мало похожа на правду.
Да, о Высоцком-певце не писали в газетах и не показывали его концертов
по телевидению, но в Советском Союзе его все равно знали в лицо от мала до велика: спокойно по улице он пройти уже не мог. Подобная широкая слава в те годы была только у двух артистов – у Высоцкого и Пугачевой. (У первого, пожалуй, на порядок больше – Е.Г.)
Если говорить о ранней смерти Высоцкого, то способствовали ей, пожалуй, люди, находившиеся рядом с ним и толкавшие давать по четыре-пять концертов в день.
Концу жизни певца, на рубеже70-г, его магнитофонные записи имелись, чуть ли не в каждой третьей советской семье. Хриплый голос Высоцкого будоражил страну от края до края, звуча в роскошных профессорских квартирах, обшарпанных коммуналках, малогабаритных «хрущебах», в палатках геологов и матросских кубриках.
В 70-е годы советская пресса на Высоцкого уже не нападала, хотя поводов у нее было не меньше, чем в 60-е. Выходило, что в 1968году ее озаботило
«О чем поет Высоцкий», а теперь перестало. Но ведь суть песен Высоцкого с тех пор не то, чтобы изменилась, но стала еще острее, злободневнее. То ли власть их перестала бояться, то ли кому-то в ее рядах и в самом деле был удобен такой трибун с гитарой ( Андропову? Он к тому времени стал членом
Политбюро и благоволил диссидентам – Е.Г)
Режиссер А.Михалков-Кончаловский как-то выразился, что наличие цензуры создает мускулы в художнике.
Возвращаясь к Высоцкому можно смело утверждать, что давление цензуры
( в форме замалчивания – Е.Г.) И СОЗДАЛО те самые «мускулы», которые позволили певцу стать настояшим песенным Атлантом. Сегодня у нас нет никакой цензуры и результат мы видим обратный – нет артистов, равных по своему таланту Владимиру Высоцкому, Аркадию Райкину и другим кумирам семидесятых. А те, что остались, дожив до наших дней, перестали нас удивлять. Их накачанная в советские годы «мускулатура», в сегодняшнее безцензурное время просто сдулась»
От себя хочу добавить, что гражданская лирика Высоцкого остается актуальной и в наше время. Ибо вопросы, поднимаемые в ней, не потеряли своей остроты. А это признак высокой поэзии, чтобы вы, господин Хатюшин не говорили, пытаясь принизить творчество Высоцкого.


( Из статьи Гусаченко о Высоцком)

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   04:14:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Кажется, что легче защищать Высоцокого, ведь он крайне популярен, его популярность уже в восьмидесятые была больше, чем у примадонны Аллы Борисовны ( хотя мне это сравнение не нравится).
Так что, Хатюшин вовсе не прав, утвреждая, что слава Высоцкого раздута, а имена и творчество исконно русских поэтов, таких, как Николай Рубцов и многие другие - незаслуженно замалчиваются?
Не спешите отрицать, не подумав, не спешите рубить с плеча.

Но говорить, что Высоцкий сейчас всюду и всегда звучит - по радио и ТВ, я бы тоже не стала. Его вспоминают два раза в год. В день рождения и в день гибели.
А Талькова совсем не вспоминают.
И поэтов Белой Гвардии, имена которых Хатюшин вернул России.
Русского офицера Белой Гвардии, прекрасного поэта Передреева, например.
Но не слишком ли категорична оценва Валерия песен Высоцокого и его стихов, которые он не относит к настоящей поэзии ( как минимум , те из них, которые традиционно относят к т.н. уголовному стилю, или другие из цикла народной поэзии)?
Сам Высоцкий объяснял этот феномен попыткой проникновения в душу людей разных социальных кругов и профессий. Может быть, именно поэтому, потому, что эта попытка оказалась успешной, и полюбил его народ?

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   04:16:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Но продолжим.

Из статьи Гусаченко:


"«Уверен, ажиотаж вокруг Высоцкого пройдет. Лет через десять люди будут удивляться: да где же в его стихах поэзия? Все эти песенки – безвкусная пошлятинка, сдобренная алкогольно-уголовным жаргоном, паясничаньем и сальными прибаутками: «Мне говорят, она заразная, и глаз подбит, и ноги разные, мне говорят – она наводчица, а я плевал, мне очень хочется!» И все это хотят выдать за великую поэзию?!»
Прошло уже двадцать лет господин Хатюшин, а люди не удивляются. Они просто слушают и читают. Нет, не так. Удивляются, находя что-то новое в давно прослушанной песне или прочитанном стихотворении. Странно, не правда ли? Вы уже, поди, о вечном начали задумываться, а Высоцкого все не забывают. Вот ведь публика. Все ей солененького подавай, алкогольно-уголовного, в вашей редакции. Утверждаю: вы плохо знаете Высоцкого.
То, что вы процитировали, никто за великую поэзию не выдает. Это вы сами придумали, чтобы уложить в свою схему, оправдать свои инсинуации. Во-первых, так называемые «блатные песни» занимают в творчестве Высоцкого
небольшое место. К чести поэта, он никогда от них не отказывался и не оправдывался. А теперь почитаем самого автора об отношении его к этой части своего творчества.
«Почему я писал «блатные песни?! Это ведь песни не о тюрьмах и не о заключенных. Но для меня в то время ( начало творческого пути – Е.Г.)
Был наиболее понятен такой вид страданий:ЧЕЛОВЕК ЛИШЕН СВОБОДЫ, СВОИХ БЛИЗКИХ, ДРУЗЕЙ… Эти песни помогли мне в поисках формы,
В отработке нормальных человеческих отношений. А вы считаете, что об этом совсем не надо писать?!»
Вопрос: У нас говорят: «ранний Высоцкий» Может быть, это большей частью, подделка?
«Нет! Ну что вы! Почему? Мои ранние песни можно как угодно назвать. Их называют блатными, дворовыми…
Но я считаю, что это традиция городского романса. Он куда-то ушел, был забыт. А когда я начал писать, я писал в традициях городского романса.
Это – очень точная мысль в песне в очень упрощенной форме. Не упрощенной – простота хуже воровства, - а в доверительной форме, в форме разговорной речи, в форме беседы. Это довольно сложно.
Я вам должен сказать, что первые песни, которые я писал, очень помогли мне и дальше, когда я усложнил и расширил круг идей. Я оставил от первых песен форму. Первые песни помогли мне в поисках формы»
А вот его ответ о стихах, которые он не пел.
«Рассказывать о стихах нельзя. Если вы хотите, я когда-нибудь устрою вечер
стихов, которые я никогда не пою. Я могу вам что-нибудь почитать, но надо подготовиться к этому. Сегодня я не готов. Стихов у меня примерно столько же, сколько песен. Я их никогда почему-то, не знаю почему, не читал. Может быть из-за того, что не выработал своей манеры читать стихи…»
Вопрос корреспондента: «Я считаю вас поэтом. А кем вы себя считаете?»
«На этот вопрос ответить очень сложно. Тем, кто я есть. Сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь делать из них синтез, может быть, это новый вид искусства. Ведь в 19 веке не было магнитофонов. Была только бумага. Больше всего, конечно, я работаю со стихами»
Вот, например, стихотворение «Мой Гамлет» Его вы тоже считаете пошленьким, на потребу публике, Господин Хатюшин? Его то он, как раз, декламировал. И знаете, впечатление было, как от песни «Охота на волков»
Кстати, эта песня тоже вам не катит?
«А кое-кто склонен даже считать Высоцкого великим композитором. Сами видите – смешно» Опять непонятно, кто это склонен считать его музыкантом? Вот что по этому поводу сказал он сам:
«… Я немного обучен музыкальной грамоте, хотя я, конечно, все забыл.
Но это дало мне возможность, все-таки, худо-бедно овладеть вот этим бесхитростным инструментом – гитарой. Я играю примитивно, часто слышу упреки в свой адрес по этому поводу. Но такая примитивизация – нарочитая.
Я специально делаю упрощенные ритм и мелодию, чтобы это сразу входило моим зрителям не только в уши, но и в души. Чтобы мелодия не мешала воспринимать текст. Появилась она лет четырнадцать назад после окончания студии» Без комментариев.

«И если сейчас в его архивах находят откровенные, смелые строки и публикуют их, то это не значит, что их он – произносил. Оказывается, по-настоящему смелые слова и у него – молчали» Это очередная цитата из вашей статьи. Я выше приводил выдержки из его интервью, где он признался, что у него кроме песен есть и стихи. Вам известно, что он пытался их опубликовать, но, по вашему мнению – кстати, не подкрепленному ни одним примером – их не публиковали потому, что они были беспомощны.
По мнению редакторов. Каких, и какого издательства – тоже не удосужились
назвать. А я вам назову сразу навскидку – все шесть баллад написанные
к фильму «Стрелы Робин Гуда» можно было отправлять в печать без всякой редакторской правки. Как и те смелые строки, которые вы упомянули.
Кстати, я тут недавно где-то прочел, что у Лермонтова неудачных стихотворений, ни много, ни мало – около восьмисот. А не публиковали Высоцкого,
видимо, по причине цензуры. Петь – разрешали. Но одно дело песня, а другое – печатный текст, над которым можно посидеть, вчитаться, подумать.
Несколько разное восприятие.

«И скажи, пожалуйста, что ГЛАВНОГО он нам сказал?
Сейчас он был бы не с нами, не с уничтожаемыми русскими людьми. Ведь он наполовину был еврей. И окружение его было чисто и только еврейским. Ты разве этого не знаешь? Они бы его к нам не отпустили. Перекрыли бы кислород, не давали бы сниматься в кино, и он сам бы приполз к ним на цирлах. Без денег и славы он своей жизни не мыслил. Да собственно, он и сам бы к нам не рвался. Поговори на эту темы с евреями - они подтвердят. Как показала наша действительность, кровь сейчас определяет многое, если не всё» На такой вот вопрос, как не странно, очень легко ответить.
ОН НАМ ВСЕ О НАС И О СЕБЕ СКАЗАЛ! Попробуйте опровергнуть.
Остальное как-то скучно комментировать. История не любит сослагательного наклонения. Ни общая история, ни история отдельного человека. Мы можем только комментировать то, что было, а не то, что было бы. Странно как-то напоминать об этом человеку пишущему. По тем монологам, что я привел, образ Высоцкого совершенно не вяжется с тем
человекам, которого вы нарисовали в приведенной цитате. Пусть это некорректное высказывание останется на вашей совести.
Я далек от мысли делать из Высоцкого икону. Он был живой человек со своими недостатками и достоинствами. Один из недостатков его, к сожалению, и сгубил. Это пристрастие к наркотикам. Но я не хотел бы заострять на этом внимание. Что случилось, то случилось. Но осталось его наследие. Поэтическое наследие. И не надо сравнивать его с другими поэтами. Это заранее неблагодарное занятие. Оно не принесет лишних очков не Высоцкому, не Рубцову. Тоже, кстати, не пай-мальчику. И тоже трагически погибшему в пьяной драке с сожительницей. Они разные и, смею
утверждать, неповторимые. И, как бы вы не хотели, Высоцкий уже вошел в русскую культуру. Это в широком плане – в песенную, театральную и кинематографическую. И в литературу. И об этом лучше всего сказал он сам:

«Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека – сорок с лишним, -
Я жив, тобой и господом храним,
Мне есть, что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним»

Так кто такой Высоцкий? Ответ очевиден. Ссылка на статью В.Хатюшина "Приглашение к сомнению"
http://www.stihi.ru/poems/2006/05/07-955.html"

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   04:20:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Как я уже написала, в целом мне позиция Гусаченко более близка. за исключением одного. Критики Хатюшина как поэта. Для статьи она не главное, я бы не стала делать такие замечания, особенно в той части. которая касается авторского предисловия на домашнем сайте самого Валерия. Писать о себе так, как хочет автор, представляя свое творчество читателю, на своем личном сайте - его право.
Однако, статья сильная, и я предлагаю вам прочитать ее. Возможно у вас другая, своя, третья точка зрения.
А сам факт споров вокруг имени спустя 28 лет после смерти Владимира Семеновича - свидетельство его большого таланта.

Сeргей Медвeдeв   (11.09.2008   17:19:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Да, вопрос сложный, в двух словах не ответить. И ведь все верно - и страсть к наркотикам, и окружение... все это было. Но всегда надо помнить о том, что не следует ставить знак равенства между личностью и ее творчеством. Иногда бывает и так: сами стихи, в отрыве от музыки - средние, музыка в отрыве от стихов - никакая, и даже их сумма в скверном исполнении - ни то, ни се. И вдруг на стихи и музыку наложилась какая-тозапредельная энергетика исполнителя (в данном случае - автора-исполнителя). И получается нечто эдакое, что можно назвать... пусть не шедевром, но вещью, которую уже не вычеркнешь из истории.
Между прочим, то же самое относится к моему кумиру Ю. Визбору. Когда читаю его стихи, не слыша голоса автора - вроде бы ничего особенного (правда, в последнее время разучился "не слышать" - голос Ю.И. "включается" внутри сознания сам). А когда вдруг услышишь хрипловатое "Нас исполняет музыка по лицам..." - это сильнее, наверное, всех наркотиков мира (я думаю так - сам, слава Бог4у, не пробовал).

Игорь Штайн   (11.09.2008   20:05:00)
(Ответ пользователю: Сeргей Медвeдeв)

А на мой взгляд, вообще не стоит спорить. Автор состоялся и вошёл в сердца целых поколений людей, что ещё нужно? Да, я например не люблю читать тексты Высоцкого, их нужно слушать. Вот и всё. Визбора не люблю, разве что за исключением одной песни, она почему-то вошла в моё подсознание. Я тогда служил в Германии и слышал эту песню с пластинки в гостях у своего взводного. "По судну Кострома стучит вода, в сетях антенн качается звезда, а мы стоим и курим, мы должны услышать три минуты тишины... и т.д. Опять же не Бог весть какая лирика, но трогает...

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   20:36:00)
(Ответ пользователю: Сeргей Медвeдeв)

Сергей, да, были и наркотики, и водка. Но было и другое - всенародная любовь, была и есть. И здесь невозможно ее подделать, невозможно навязать, как бы власти ни противодействовали или не старались.
Вот я о чем.
Мощная энергетика, понимание народной боли и народного языка.
Но и у Рубцова - непередаваемый язык, чистый , как сама Русь, родниковый и трагический как ее судьба.
Тихая моя родина...
В минуты музыки печальной...
Незнакомец...
невозможно оторваться, такого голоса поэтического ни у кого нет.
Но его тихий голос - не для стадионов и не для застолий, под Рубцова не будут пить водку и танцевать балет, а вот наша пара на мировом турнире классичекого танца исполняла свою композицию под песню Высоцкого. И это получилось здорово!
Они разные, в разном ряду.
Но тот факт, что у Высоцкого есть или нет, говорят, что есть капля еврейской крови, как пишет Валерий, для меня ничего не значит. Да Бог с ней, с этой каплей. Ну не Бродский он, нет в его стихах русскоязычной зауми и рваных строк, как у Бродского. Высоцкий. Он по духу, по сути - глубоко русский, русская его поэзия и песни русские.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   20:37:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Да, Игорь, автор не только состоялся. Он стал символом эпохи.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   07:03:00)

И еще.

На этом сайте неизвестный клон склонял имя Валерия Хатюшина, склоняли неизвестные клоны. Вспомнив старую подставу, давно разобранную в лит. кругах.

И в этой же статье, звучат сомнения - поэт ли Валерий Хатюшин?

На вопрос, поэт ли Валерий Хатюшин, отвечу - читайте!!!

ВАЛЕРИЙ ХАТЮШИН


1991 – 1995


* * *
Всё продали, всё предали,
всё отдали на слом.
Мы жили и не ведали,
что к этому придем.

В своей стране – как странники,
нигде нам места нет.
Народные избранники
смеются нам во след.

И толпы обывателей,
продав отца и мать,
с восторгом за предателей
бегут голосовать.
Август 1991


22 АВГУСТА 1991 ГОДА

...И армия ушла,
оставив нас одних.
И некого нам ждать,
и нет пути надежде...
Сжимает грудь испуг
за близких и родных,
да жгучая тоска
гнетет сильней, чем прежде.

Нас предали опять
трусливые лгуны.
Нас бросили, как сор
и точно кость, – шакалам...
Ну что же, не впервой
в истории страны
спасать свой жирный харч
ничтожным генералам.

Мы вновь лицом к лицу –
с тобой, наш давний враг.
Ты снова на коне,
беснуйся и злорадствуй!
Вцепившись, как в топор,
в трехцветный русский флаг,
прорвался, вечный вор,
ты к власти и богатству.

Но сколько б нашу кровь
ты жадно ни лакал
и сколько б ты ни грыз
России плоть живую, –
на русских на костях
издохнешь, как шакал,
ни Русь не истребив,
ни суть ее святую.
22 августа 1991


НОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Настанет год, России черный год…
М.Ю. Лермонтов

И год настал. И повторился.
Он будет проклят, как и тот...
Но снова молча покорился
лжецам беспамятный народ.

Опять изменой и злодейством
агент верховный осиян...
Опять покорное лакейство
явило стадо россиян.

Умов и душ переворотом
вновь надругались над страной:
стал ненавистник – «патриотом»,
ее изменник стал «герой».

И вновь народную стихию
означил павший иудей...
А кто хотел спасти Россию –
опять «изменник» и «злодей».
Август 1991


* * *
Былой страны не существует.
Величье отдано за так.
Смеется враг и торжествует,
и на костях танцует враг.

Народ бессмысленный и жалкий
молчит трусливо, как всегда.
Надежды тают в общей свалке,
всех держит за руку Нужда.

Идут навстречу Смерть и Голод,
а позади – кромешный дым.
На сердце – мрак, тоска и холод,
последний свет в глазах – размолот,
язык – он будет вновь немым.
Август 1991


* * *
Мы остались одни
без друзей и защиты.
И уже мы себя
не способны спасти.
Никуда не уйти.
Все границы закрыты.
И сочувствия к нам
на земле не найти.
Сентябрь 1991


БЕЗЫСХОДНОСТЬ

Ушел от нас безродный президент,
плешивый бес, наследник словоблудья,
и чернь ему воздвигнет монумент,
вскормившая его своею грудью.
Нет больше прежней Родины моей.
Опутана страна очередями.
С экрана лжет картавый иудей,
кляня наш Дом последними словами.
Развесив уши и разинув рот,
чернь эту ложь глотает ежечасно.
Еще недавно верил я в народ...
А нынче вижу – верилось напрасно.
Толпа гниет в тупых очередях
там, где не сняты вывески «Колбасы»,
лишь пустота в глазах покорной массы,
и мерзкий синий номер на руках.
21 декабря 1991


НЕИЗБЕЖНОСТЬ

Убивали царей и великих князей,
и доныне они убивают
и певцов, и поэтов, и лучших друзей
и презрения к нам не скрывают.
Патриотов казнят, умертвляют детей,
направляют убийц на героев,
с каждым годом число неотмщенных смертей
в безысходности нашей удвоив.
Нам известны они. Мы их знаем в лицо.
И от нас никуда им не скрыться.
Всех не вытравить нас ни огнем, ни свинцом,
и расплата, конечно, свершится.
И они не напрасно от страха вопят...
Всё прочней и тесней наши звенья.
Осеняет Россию Божественный взгляд,
ей уже не избегнуть прозренья.
Декабрь 1991


БОРЬБА

Нет, никто нам уже не поможет,
мы лишь сами поможем себе.
Видно, многие головы сложат
в предстоящей смертельной борьбе.

Да, такая нам выпадет доля...
И про многих забудут про нас...
Но гораздо печальней неволя
средь бессилья потупленных глаз.

И увидеть гораздо страшнее
безысходные взгляды детей...
Чем сегодня мы станем смелее,
тем они будут завтра сильней.

Хватит русским молчать и бояться!
Мы спасали от гибели всех!
Вот и не с кем нам в мире брататься,
все разграбили нас под орех.

Вновь Россия черна и несчастна.
Но Европа – жирна и бела –
пусть запомнит: она не напрасно
русской кровью полита была.

Все потери, все наши страданья
сквозь асфальты ее прорастут,
и бетонные стены прожгут
наших вдов гробовые рыданья.

И двадцатого века расплата
уж грядет, русской болью дыша,
за всеобщую сладость разврата,
за картавую речь демократа,
за ехидный оскал торгаша.

Той расплаты сам Бог не отложит...
И в священной последней борьбе
нам на свете никто не поможет,
мы лишь сами поможем себе.
Январь 1992


РУССКАЯ КРОВЬ

Сколько ж можно нас бить и неволить,
рушить, грабить, пытать и громить?
Или впрямь надломились мы, что ли,
и не в силах себя защитить?

Или вправду упали мы духом –
и никак не подняться с колен?
Всё не можем ни взглядом, ни слухом
различить этот гибельный плен.

Все никак, все никак не очнется
бывший, втоптанный в грязь богатырь.
И над ним одичало смеется
в черном полыме русская ширь.

Вот лежит он у края могилы,
называвшийся прежде – народ...
Нет уже ни ума в нем, ни силы –
безъязыкий, бессмысленный сброд.

Руки спутаны горькой подачкой,
той, что вор, оказав, повязал...
Рот залеплен газетною жвачкой,
телевизорным кляпом – глаза.

Раздевают его и пинают,
пьют последнюю темную кровь...

...Воры пьют нашу кровь и не знают,
то что ею отравятся вновь.
7 февраля 1992


ПРИЗЫВ

Если не предал свой край,
трусом не стал и глупцом,
если ты русский – вставай!
Враг – у тебя под окном!
Хватит бессильно молчать,
немощно сжав кулаки...
Жадная подлая рать
Родину рвет на куски.

Кто нашей гибели рад?
Кто навязал нам позор?
Лжец – лицемер – демократ,
он же – убийца и вор.
Сколько ж мы будем терпеть
эту преступную власть?
Сколько же тихо смотреть
волку в кровавую пасть?

Братья и сестры, пора
в наших сплотиться рядах!
Хватит с утра до утра
маяться в очередях!
Жалкий, затурканный сброд
молча поляжет в гробы.
Лишь патриоты – народ.
Все остальные – рабы.
Ночь с 8 на 9 февраля 1992


МЕССИЯ

Россия, Русь, откуда ты взялась?
И где пределы всех твоих страданий?
Ты до высот великих вознеслась
и оказалась вновь у смертной грани.

Святая, богоносная страна,
всем угождала, оставаясь бедной.
Судьба сплошных несчастий суждена
тебе в бессмертной доблести победной.

Каким ты чудом в грешный мир пришла,
став для него счастливым искупленьем?
Как Божий Сын, в пучине лжи и зла
ты рождена, как видно, Провиденьем.

Иуда вечно будет предавать,
ему всегда готово оправданье.
Спасая шкуру, этот мир опять
тебя продажно отдал на закланье.

Отец, вдохни еще немного сил!..
Вновь на кресте неузнанный Мессия.
Предатель всё в избытке получил.
XX век. Распятая Россия.
10 февраля 1992


В КОНЦЕ ВЕКА

Наш век – бесприютный калека –
к концу помутился умом...
...В начале жестокого века
антихрист ворвался в наш Дом.

Змеились чужие идеи,
в подвалах жила Красота,
покуда всё те ж иудеи
опять распинали Христа.

В подполье скрываясь доныне,
врагу Красота не сдалась.
Быть может, молитвами Сына
Россия из пепла спаслась.

Кровавые сверглись идеи,
издохла бесовская рать...
Да только всё те ж иудеи
Россию взялись распинать.

Раздули свинцовые вихри,
свое нам подсунув ярмо...
Но знает лукавый антихрист,
что мир без России – дерьмо.

Упившийся кровью, от жажды
он в ярость иную придет,
и кончится тем, что однажды –
иудино племя распнет...

И в Доме поруганном, сиром
всех Божьи коснутся уста...
И властвовать будут над миром
Россия – Любовь – Красота.
Ночь с 11 на 12 февраля 1992


УШЕДШАЯ РОДИНА

Дочь моя,
родилась ты в Советском Союзе,
лишь три года ты в нем пожила.
Об огромной стране как о тяжкой обузе
нам безродная нечисть лгала.

Да, мы Родины нашей тогда не ценили,
к морю южному мчась без труда.
Мы, как блудные дети, семье изменили,
и пришли к нам нужда и вражда.

Ты услышишь не раз как о сказочном чуде
об ушедшей Отчизне своей.
Той великой страны больше нет и не будет.
Много раз мы поплачем о ней.

Мы свободными были, спокойно общались,
всех нас праздник за стол собирал...
Мы с червонцем в кармане
на поезде мчались
хоть на Запад и хоть за Урал.

Не смогли удержать мы бесценного груза
ясных лиц и открытых дорог...

...Я стоял на земле пограничной Союза,
и Балтийское море плескалось у ног...
12 сентября 1993


КРЕПОСТЬ

Нас черный ангел порчей метит,
а бесы мерзостью гнетут,
но солнце наше ярко светит
и реки русские – текут.

Нам ночь Иуды множит слезы,
но брезжит утро впереди,
шумят высокие березы
и грозовые льют дожди.

Пока затмение народа
идет по русским городам,
родная, умная природа
не даст с земли исчезнуть нам.

Нет, никакая в мире нечисть
из нас не вытравит людей,
пока звенит в траве кузнечик
и душу лечит соловей.

За помраченьем и развалом
нас ждет весенняя страда...
Издохнут Меченый с Беспалым,
но Русь не сгинет никогда!
12 сентября 1993


4 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА

На улицах лица бесцветны и хмуры,
и снова над Родиной мрак диктатуры.
Ни русского клича, ни русских газет.
Затменье России на множество лет.

Опять нас они, как детей, обыграли,
и русские танки по русским стреляли.
И мерзко, и горько до слез на душе.
Ужель никогда мы не встанем уже?

Ужель мы всё пропили и проболтали?
Быть может, последних, кто – мог, расстреляли...
Последних бойцов беспредельной страны...
И нет у рабов осознанья вины.
4.10.1993


РАССТРЕЛ

И армия ушла, оставив нас одних…
1991 г.

Так ждали мы!.. И армия пришла...
Чтоб в нас убить последние надежды.
Страну, народ, как прежде, – предала,
в позоре пребывая, как и прежде.

Пока мы плачем, нам спасенья нет.
В пустых словах не может быть спасенья...
Еще мы вспомним это воскресенье,
когда восстанем через сотню лет.

Нам распрямиться не дадут скорей...
Но не простятся ни за что на свете
расстрелянные женщины и дети
и названные бандой дикарей.
4 октября 1993



Татьяна Науменко   (11.09.2008   10:23:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Браво, Виолетта!
Прочла Ваши темы на форуме и поняла:
В ИЗБУШКЕ НАЧАЛАСЬ НОВАЯ ЭРА – ЭРА ЛИТЕРАТУРЫ!

И это воодушевляет! Даже я, которая ещё на прошлой неделе отказалась от приглашения вернуться в избушку, из-за бесконечных скандалов и оплевываний ТАЛАНТЛИВЫХ авторов сионкомпанией, сегодня, прочтя Ваши темы, пожелала быть в одном ряду с Вами, и участвовать в жизни избушки. Возможно, это мимолётное желание. И я не решусь это сделать. Возможно, сегодня или завтра и этот мой ник Брумель, как всегда, удалит и мне никогда не удастся его изменить на своё собственное имя и размещать здесь свои простенькие стишки. Возможно, вернётся Мерлин, Шапкина и снова начнутся провокации, глумления, а Брумель, как всегда, начнёт носиться по сайту со своим ботинком и садистскими фотографиями, и всё снова вернётся в то же русло склок и скандалов? И, возможно, Вам не дадут развернуться с Вашей огромной любовью к литературе, и снова станут гнобить талантливых поэтов? Не знаю. Не хочется в это верить! Хочется, чтобы, наконец, и Альберт и Ярослав делали своё дело спокойно, и им не приходилось бы прибегать к крайним мерам, чтобы спасти мир в избушке! И я искренне желаю Вам, Виолетта, чтобы Вам удалось повернуть русло избушки на дорогу творчества и понимания! Я желаю Альберту и Ярославу УВЕРЕННОСТИ и СИЛ в их благородных начинаниях!

Альберт, прошу Вас, извините меня, что я поддалась на уговоры некоторых авторов, которые надеялись, что вопрос удастся разрешить по другому, и попросила закрыть свою тему «Елена, а Вы уверены, что завтра на ужин Удаву не подадут Вас?»
https://www.chitalnya.ru/commentary.php?id=1259
После прочтения темы «Вещего Олега» я поняла, что сделала непростительную ошибку. Прошу Вас, откройте, пожалуйста, мою тему, так как я считаю, что в данный момент она актуальна. И если политика сайта изменилась, то её в бОльшей степени надо защищать, открывая людям правду.

Когда Альберт задал тему конкурса, назвав точное время, у меня, как искрой, мелькнула мысль: - Свершилось! Альберт принял решение: к старому возврата нет!
И мне показалось, что именно такими были думы и чаяния доброго капитана сайта “Изба-читальня” Альберта Хайруллина седьмого сентября 2008 года в 22.15. Думаю, что это был переломный момент в его жизни – момент принятия им Главного решения!
Я уже его разместила в конкурсе, простите, что я его повторю здесь.
Может, я ошиблась, но я тогда написала:

Сентябрь. Седьмое. Ночь. Уж двадцать два пятнадцать.
Вздохнул ещё раз сайт… И… снова тишина!
И больше нет причин Атлантам волноваться.
Вновь эры светлых зорь настали времена!

Меняя лики Чёрт выписывает галсы,
Цепляется хвостом – “брильянтов” захотел,
И зомби впереди: младые, седовласы,
И “золушкой” Яга носилась на метле.

А сайт степенно шёл, пройдя сети пучину.
Уверенно его вел добрый капитан!
Отважно взял он курс за песней журавлиной,
Чтоб Родину сберечь, и честь была свята!

Татьяна Науменко

ЕвГений   (11.09.2008   10:43:00)
(Ответ пользователю: Татьяна Науменко)

Присоединяюсь к просьбе Татьяны восстановить ее удаленную тему! Против татар там ничего нет! Только против ненавистных евреев! Она права, что надо открывать "людям правду"!

Отдельный вопрос к администрации. Почему я, Просто читатель, прохожу чёрной строкой "Автор удален", а Просто автор имеет право на публикацию? Я не еврей!

С уважением ко всем,
Просто Читатель.

Татьяна Науменко   (11.09.2008   11:07:00)
(Ответ пользователю: ЕвГений)

"Автор удалён" - сегодня закончились пять положенных дней для адаптации, поэтому мою страничку открыли. И я не знаю, как изменить имя с "Просто Автор" на "Татьяна Науменко" и с"читателя" на "писателя".
Ярослав, Вы сможете мне помочь изменить имя странички на "Татьяна Науменко" и разместить в категорию писателей?

"Автор удалён" я за то, чтобы в избе-читальне был мир и покой! А если и будут споры, то о произведениях, не переходя на личности.

Я считаю, что сегодня редколегия представлена очень грамотными авторами, и если они сочтут нужным открыть мою тему, то её откроют, если редколегия посчитает, что пусть моя тема останется в архиве, то пусть там и остаётся. Это уже пройденный этап, жалко, что Олег этого ещё не понял.

ЕвГений   (11.09.2008   12:22:00)
(Ответ пользователю: Татьяна Науменко)

Просто Читатель - Просто Автору.

Какая адаптация, Татьяна!? Я зарегился ещё раньше вас в Избе. И моя страница нормально функционировала, а пару дней тому назад смотрю - страницы нет, а я стал чёрным. Пишу рецку - значится Автор удалён. Сегодня вот хотел поставить свое настоящее имя, так как я могу это сделать, если открываю страницу - написано: Такой страницы нет. А логин есть и пароль действует. Что за шуточки?

Татьяна Науменко   (12.09.2008   10:51:00)
(Ответ пользователю: Татьяна Науменко)

Ярослав, большое спасибо за предоставленную мне возможность изменить ник на моё имя!
С уважением, Татьяна

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   20:40:00)
(Ответ пользователю: Татьяна Науменко)

Таня! А меня ничего больше не интересует. Только литература. И Россия.
Жизнь слишком коротка, чтобы ее разменивать на пустоту и ерунду. Надо писать, думать, мыслить. Писать и думать о России, заниматься литературой, публицистикой.

Георгий Судовцев   (11.09.2008   12:58:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

"Услышите все из имеющих уши -
поэты: Хатюшин, Гаврюшин, Кирюшин
и Юшин".
Кажется, так это звучало в конце 80-х? Или я что-то перепутал в порядке фамилий?

Валерий Хатюшин   [Москва]    (12.09.2008   10:24:00)
(Ответ пользователю: Георгий Судовцев)

Не всех упомянул. Видимо, по незнанию: Грушин, Матюшин, Фатюшин.
Займись-ка лучше составлением подобных списков. Может, и прославишься.
Например: Высоцкий, Бродский, Оскоцкий, Нижегородский...
Или еще: Рубцов, Кузнецов, Ленцов, Скворцов, Молодцов...
Или: Бобров, Костров, Быстров, Комаров...
Или ума хватает только на первый список?
Даю еще наводку: Орлов, Крылов, Хохлов, Белов, Козлов...
А еще лучше: Евтушенко, Дорошенко, Шемшученко, Мирошниченко... Тут есть где разгуляться.

Георгий Судовцев   (12.09.2008   11:20:00)
(Ответ пользователю: Валерий Хатюшин)

Из песни (стиха) слова (фамилии) не выкинешь. Добавить, наверное, можно, но тут уж - как было.
Насчет моего ума - вам, конечно, виднее. Но память еще не отшибло, и за то слава Богу.
А насчет славы ("Может, и прославишься") - это совсем не моя боль, уважаемый Валерий Васильевич. "Нам славы не надо - работу давай!"
Кстати, вы всерьёз считаете вышеприведенный стих (авторство неизвестно, в конце 80-х в разных вариантах неоднократно слышал его в стенах Литинститута) как-то задевающим ваше человеческое и/или авторское достоинство? Откуда такая реакция?
Почему-то стих
"Среди Ленцова и Кравцова
Я выбираю Кузнецова" (тоже чей-то), - ни у кого из вышеперечисленных авторов (двое из них - ныне покойные) отторжения не вызывал. Правда, времена тогда были немного другие, чувство юмора еще не считалось неприличным, но и этот стих - из тех же лет, "до 1991-го".
С уважением,
Георгий Судовцев.

Валерий Хатюшин   [Москва]    (12.09.2008   12:37:00)
(Ответ пользователю: Георгий Судовцев)

Судовцеву. А из чего это видно, что вышеуказанный список вызывает у меня отторжение? Это уже - домыслы и фантазии. Со всеми поэтами данного списка у меня прекрасные отношения. Кстати, рифмы эти я в свое время и пустил в оборот. Всё это слишком близко лежит и уже давно заезжено. Но вот, действительно, отсутствие юмора - видимо, задевает.

Георгий Судовцев   (12.09.2008   13:04:00)
(Ответ пользователю: Валерий Хатюшин)

Ну, и слава Богу! Если именно вы эти рифмы пустили в оборот, то, наверное, и в случае со стихами, приведенными выше, без вашего участия не обошлось.
Кстати, ваш покорный слуга эти строчки за "новодел" и не выдавал. И с "давно заезжено" полностью согласен.
Только вот, кстати, нельзя ли уточнить, вы какой "список поэтов" имели в виду? Первый, с Гаврюшиным, Кирюшиным и Юшиным, или там, где Рубцов и Кузнецов, тоже?
С уважением,
Георгий Судовцев.

Валерий Хатюшин   [Москва]    (12.09.2008   19:09:00)
(Ответ пользователю: Георгий Судовцев)

Конечно, первый.

Игорь Штайн   (12.09.2008   21:02:00)
(Ответ пользователю: Валерий Хатюшин)

Все мы знаем, как Высоцкий относился к пейзажной лирике и вздохам при луне. Если бы у него были такие стихи, то пожалуй это уже был бы не Высоцкий. Конечно, можно согласиться, что Высоцкий не был поэтом в том смысле слова, в котором это принято понимать, он был больше, чем поэт, и не потому что кому-то там сказал правду, а просто потому что его любили миллионы граждан нашей страны. Его слушали, крутили на магнитофонах. Любому поэту, даже нобелевскому лауреату, это и не снилось. Наверное, поэтому многие завидуют Высоцкому, именно его славе. Потому что такая слава явление уникальное и никому из современников она не покорилась, только ему.

Я лично люблю песни Высоцкого за то, что они не оставляют равнодушным.

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт—
И дрались мы до ссадин, до смертных обид.
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.


Эти вот строки и с точки зрения поэзии вполне приемлемы, особенно первый куплет.
Высоцкий создал массу гениальных песен. Я вот сейчас прослушивал Купола в исполнении Григория Лепса. Возможно, он (Лепс) немного переигрывает, но песня берёт за живоё.

Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.

Разве это не строки поэта? Безусловно, Высоцкий поэт. Потому что Высоцкого поют и слушают до сих пор. Поэзия это то, что проверено временем, а не то, что эстетически верно.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   20:56:00)
(Ответ пользователю: Валерий Хатюшин)

Валерий! Я считаю Корнилова и Харчикова - сильнейшими современными поэтами , регулярно их перечитываю, слушаю песни. Но у каждой эпохи - свои поэты. Я не могу отказаться от песен Высоцокого, они стали моей молодостью. А примеры. да весь цикл высоцокого про Великую Отечественную. Первое, что у него услышала, и оно так сильно пронзило мою душу. Такое не забывается.
Я не хотела бы, чтобы Корнилова противопоставляли Высоцкому, а Харчикова - еще кому-то. Я слишком их люблю для этого. Для того, чтобы виджеть, как их кинут в топку лит. споров.
Но
" С неба скатилась звезда...",

Мне этот бой не забыть нипочем, -
Смертью пропитан воздух.
А с небосвода бесшумным дождем
Падали звезды.

Вот снова упала, и я загадал -
Выйти живым из боя!
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.

Нам говорили: "Нужна высота!"
И "Не жалеть патроны!"
Вон покатилась вторая звезда -
Вам на погоны.

Я уж решил - миновала беда,
И удалось отвертеться...
С неба скатилась шальная звезда
Прямо под сердце.

Звезд этих в небе - что рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть - ходил бы тогда
Тоже героем.

Я бы звезду эту сыну отдал, -
Просто на память...
В небе висит, пропадает звезда -
Некуда падать.

Июль 1964




"Он не вернулся из боя" ,

"На братских могилах ен ставят крестов..." - живут со мной.



Как и "Смешно, не правда ли мешно...".

"И не церковь, ни кабак - ничего не свято. Эх, ребята, все не так...".


Сказано в то время, а звучит набатом и сейчас. "Покажите мне край, где светло от лампад...".

Писала об этих стихах статью.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   20:43:00)
(Ответ пользователю: Георгий Судовцев)

Георгий, вы - хороший поэт и критик. Но не стоит играться с фамилиями, это ведь не литература, а так, просто шутки на уровне эпиграмм. И ладно. Пошутили. Мы не об этом. Вам стихи Валерия понравились? На мой взгляд, он пишет мощную гражданскую поэзию.

Георгий Судовцев   (12.09.2008   21:08:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Уважаемая Виолетта Викторовна!
Спасибо за очередные добрые слова в мой личный адрес. И за то, что, как я понимаю, "бросили платок" между готовыми, как вам показалось, к очередному виртуальному поединку "горячими джигитами". Хоть мы и не "лица кавказской национальности", ситуация на сайте и впрямь такова, что "разжигание литературной розни" уже ни к чему - тем более, для владельцев и редколлегии "избушки".
Ну, а примирять и примиряться, конечно, куда достойнее, нежели ссорить и ссориться.
Что касается поэзии Валерия Васильевича, то он не первый год в литературе и не первый год на виду, так что с его творчеством ваш покорный слуга знаком достаточно давно. Но от категорий "нравится-не нравится" при оценке литературных произведений, хорошо это или нет, давно отказался. Если вам действительно интересно, готов дать рецензию на любое конкретное произведение любого конкретного автора.
Проблема здесь только в том, что очень многие современные поэты, подобно одному нашему "великому" современнику, любой отзыв о себе, любимых, выходящий за рамки стандарта "Имярек - гений!!!", считают личным оскорблением.
С уважением,
Георгий Судовцев

Татьяна Науменко   (13.09.2008   10:36:00)
(Ответ пользователю: Георгий Судовцев)

Браво, Виолетта!
Я в восторге!
Даже Валерий Хатюшин вышел на арену!
Надеюсь, все замечательные авторы выйдут из "подполья"!:)
С радостной улыбкой, Татьяна

Валерий Хатюшин   [Москва]    (12.09.2008   11:30:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Виолетта, найдите хоть одно нормальное лирическое (например, пейзажное) стихотворение у Высоцкого. А ведь именно лирикой в первую очередь определяется поэт.
И 20 лет назад, и теперь я спрашивал: какую правду нам сказал Высоцкий?. Никто не отвечает. Но все вслед за телеящиком зомбированно повторяют: «Он сказал нам правду». Вот точно также либералы, как дятлы, долдонят: «Ельцин дал нам свободу».
Стихи немалого числа нынешних русских поэтов в тысячу раз трагичнее, острее и талантливее тех довольно примитивных текстов, которые тридцать и более лет назад напевал со сцен полупьяный Высоцкий. Тексты эти слишком однообразны. Да, не без печати талантливости, но однообразны. И все они делались им под песни, именно для звучания – со сцены, с экрана, из магнитофона. Стихами их назвать можно лишь условно. Я прочитал большой том его «стихотворений», вышедший в 1988 году (когда писал свою статью). Есть там, конечно, тексты неплохие, но таких, во-первых, немного, а во-вторых, все они сделаны в расчете на публику, на эффект, на аплодисменты. Тексты эти, в большинстве своем – стилизация под разного рода «героев» того времени: спортсмена, алкоголика, уголовника, солдата, воришки, интеллигента или вообще каких-нибудь придурков. Почти все слушатели Высоцкого находились, да и сейчас находятся под впечатлением его голоса. Не будь этого голоса – и ничего бы не было. Никто бы на эти тексты и внимания не обратил.
Мне самому Высоцкого жалко. Он действительно был талантлив. Но в большей степени как артист. И ему в жизни довольно повезло: играл в московском «элитарном» театре, снимался в кино, имел огромную популярность. И в то же время – это очень несчастный человек: не смог достойно распорядиться своей одаренностью с истинной пользой для России, хоть и сыграл несколько неплохих ролей в кино (у нас любят отождествлять его киношных героев с ним самим). Но беда-то его в том, что как раз ничего важного, главного, значительного, глубокого для русского сознания и русского сердца он как автор не сказал. С одной стороны – наверняка боялся, не хотел лишиться тех благ, какие имел, а с другой стороны (и это самое важное) – не был способен сказать то, что было нужно сказать для России, имея такую популярность. И потому он тратил себя в основном на всякую дешевку, на имитацию правды, которая щекотала нервы поверхностным людям и возбуждала примитивные обывательские эмоции. Не сказал Высоцкий России ничего главного.
Вот Вы здесь, Виолетта, мои стихи привели о 1991-м и 1993 годах. Ну подумайте сами, мог бы Высоцкий вот так – прямо и откровенно написать о наших врагах и о том времени? (А ведь большинство этих врагов находилось в его близком окружении и даже в друзьях.) Я имею в виду не качество стихов, а их смысл, содержание и ту правду, которая в них сказана. Да никогда в жизни! Он прекрасно бы понимал, что вылетел бы из своего театра со свистом. Вся киношно-театральная братия или промолчала о тех событиях, или поддержала Ельцина. А Высоцкий в лучшем случае отсиделся бы во Франции, у своей дорогой Марины.
Сбросьте пелену с глаз, Виолетта! Неужели Вы думаете, что евреи случайно так любят Высоцкого, что за него готовы в горло вцепиться? У них ничего просто так и случайно не бывает. За последние 30 лет мы пережили трагедию государства, и эти годы должны были нас чему-то научить и заставить поумнеть. Что ж мы всё жуем старые искусственные суррогаты нашей далеко-придалекой молодости? Они уже ничего не могут дать ни России, ни русскому сознанию.
Разве это нам сейчас нужно, когда вымирает страна и когда заведены сотни уголовных дел на русских писателей, редакторов, журналистов (в том числе на две мои книги)? Что, так и будем и дальше с придыханием цитировать «баньку» и «коней привередливых»? Побывайте хоть раз на ежегодном конкурсе песен русского сопротивления в Москве. Какой там Высоцкий! Да его "правдивые", по Вашим словам, песенки в подметки не годятся талантливым и смелым песням Л.Корнилова и А.Харчикова.
Большинство высоцкоголовых графоманов, тусующихся на стихотворных сайтах, всё еще живут в каких-то замшелых, заезженных иллюзиях советского периода: Высоцкий, Галич, Визбор, Окуджава, Клячкин…Когда мы стояли на баррикадах у Дома Советов в 1993 году, никто там их фальшивых песенок не исполнял, пели другие, более достойные песни. Побывайте хоть раз на национально-патриотических митингах и вечерах и послушайте, что там читают и поют. И если бы кто-то вылез с песнями Высоцкого, его бы в лучшем случае высмеяли, а в худшем – согнали бы со сцены пинками. Хотите быть русскими поэтами – научитесь прежде всего не рифмовать, а думать по-русски и понимать, где и когда вы живете.

Евгений Гусаченко   (13.09.2008   18:23:00)
(Ответ пользователю: Валерий Хатюшин)

Валерию Хатюшину.
"Вот Вы здесь, Виолетта, мои стихи привели о 1991-м и 1993 годах. Ну подумайте сами, мог бы Высоцкий вот так – прямо и откровенно написать о наших врагах и о том времени?" Конец цитаты.
Высоцкий умер за тринадцать лет до известных событий.
Говорить, чтобы он написал в октябре 1993г. бессмысленно. Это все равно, что гадать на кофейной гуще. Почему вы уверены, что он бы был на стороне Ельцина? Или, если бы не был, то струсил бы и отмолчался. Все его творчество, а, главное, его характер
и система ценностей, которую он проповедывал в своих песнях говорит о том, что написал бы. Еще как бы написал.
Как только он умел. И был бы в числе защитников Верховного Совета. Попробуйте опровергнуть меня. Только без этих сентенций "Приполз бы на цирлах к своим друзьям-евреям, почувствовав падение доходов"
Аргументированней.

Игорь Штайн   (13.09.2008   21:53:00)
(Ответ пользователю: Евгений Гусаченко)

Боюсь, что у Высоцкого не было бы такой популярности, какая была в советское время. Ведь все звёзды, которые перешагнули (пережили) развал союза, поблекли. Симпатии большой аудитории переметнулись совершенно в другие области искусства. Пристальное внимание к бардам и поэтам безвозвратно ушло вместе с советской эпохой. Но я не знаю, на какой стороне был бы Высоцкий. Большая часть рок-тусовки была за новую власть, которую символизировал Ельцын, как это не прискорбно.

Евгений Гусаченко   (13.09.2008   23:23:00)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Штайну. Надо отметить, что Высоцкий в то время стоял особняком, в тусовках - поэтически-туристических, арбатских и прочих замечен не был. По крайней мере, вежливо от них дистанцировался. У меня сложилось такое впечатление. Да и тексты песен, стихов у него были сложней, глубже. Кроме того, что он их и постоянно расширял ( я имею в виду темы)

Валерий Хатюшин   [Москва]    (13.09.2008   23:42:00)
(Ответ пользователю: Евгений Гусаченко)

На кофейной гуще, тов. Гусаченко, гадаете вы.
Не надо мне ничего опровергать. Назовите хоть одного еврея (а Высоцкий был евреем по отцу), который был на стороне защитников Дома Советов. Назовите хоть одного известного актера, который в те дни публично выразил антиельцинскую позицию.

Евгений Гусаченко   (14.09.2008   17:18:00)
(Ответ пользователю: Валерий Хатюшин)

Валерию Хатюшину. А я и не гадаю. Я высказал свое мнение - как вел бы себя Высоцкий, буде он жив в октябре 1993г. Вы ранее высказали свою точку зрения. Мое слово против вашего - и все! Разное видение одного человека.
А аппеляция к поведению некоторых представителей богемы для подтверждения своей негативной оценки Высоцкого - это несерьезно. По вашему, если Окуджава, наблюдавший по его же словам, с наслаждением за расстрелом Верховного Совета - негодяй, то и покойный Высоцкий такой же негодяй. Ведь такова логика ваших рассуждений. Если 42 представителя интеллигенции подписали письмо к Ельцину с требованием ужесточения мер против оппозиции, то конечно, Высоцкий был бы в числе этих подписантов. Но на это есть единственный аргумент: "Если б, да кабы, да во рту росли грибы..."
Спор ни о чем.
А вот ваша позиция в те дни мне импонирует, как и высокий трагический накал стихов. Действительно, надо было обладать незаурядным мужеством, чтобы вот так открыто и бескомпромиссно сказать в глаза сволочи, что она сволочь.

Николай Лемкин   (12.09.2008   07:07:00)

Не думаю,что Владимира Семёныча надо воспринимать как поэта, или как певца, не надо его препарировать он-ЛИЧНОСТЬ.
Он тот, кого нам не хватает как ориентира, как эталона.
Его нет-и нате вам...нас грабят, мы молчим.
Его нет-и нате вам...Чубайс!(не к ночи будь помянут).
Его нет-и нате вам...новый культ личности, самоцензура.
Анализировать его поэзию?
Анализировать его музыку?
В 1967 году музыкант доказывал мне что "Битлз"- ничтожества...три аккорда, понимаешь ли!
Я и не помню как его звали, а битлов в школе на уроках музыки проходят.
Нет такого человека, кто может так зло и тонко, трогательно, но честно рассказать нам как жить...
Рынок завален петросянщиной, мелкой,пошлой.
Но нет улыбки Высоцкого, есть утробный хохоток....
Жванецкий, Задорнов.
Есть обращение к желудку, к половым органам, нет обращения к ДУШЕ, к СОВЕСТИ....

Светлана Севрикова   [Москва]    (12.09.2008   16:41:00)
(Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Он-ЛИЧНОСТЬ. (с)


Согласна. В искусстве это - главное. Да и не только в нём.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   20:57:00)
(Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Верно, Коля!

Георгий Судовцев   (12.09.2008   11:32:00)

Да, и еще раз - уже по теме.

Вослед юбилею

Нынче все о Высоцком пишут,
и слова о Высоцком ищут
даже те, кто его не слышал,
издавая за томом том.
Нынче все о Высоцком пишут —
он уже никогда в Париже,
ни в Торонто, ни даже на Фиджи
не споёт что-нибудь «не то».
Нынче все о Высоцком пишут,
он узорами памяти вышит,
воздвигают всё выше и выше
для Высоцкого пьедестал:
«Он — культурное наше наследство!»
А вокруг — театральное действо…

Я его ненавидел в детстве:
нам Высоцкий уснуть не давал.
Начинающий алкоголик
щедро с миром делился болью,
занимал у Высоцкого голос,
чтобы выкричать жизнь свою.
Через стены хрущобы тонкие,
разрывая нам перепонки,
доносилось магнитофонное:
«Хоть немного еще… постою…
на краю…»
Постояли. Ни много, ни мало.
Все, казалось, и всё понимали.
А теперь начинаем сначала
понимать, кто велик был, кто мал,
кто был сверху (мечтал: шире пасть бы!),
кто был снизу (мечтал: не упасть бы!)
посреди идиллических пастбищ,
где Высоцкий уснуть не давал.

13.05.1988

Николай Лемкин   (12.09.2008   13:08:00)

Ну всё правильно!
Но Высоцкий прост, это не бронза-это мой сосед, мой друг, собутыльник в конце концов...

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   21:00:00)
(Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Точно! Нельзя из живого человека делать ни политическую затычку, ни легенду в бронзе.
А для меня он живой. Как и Денис Коротаев. Собеседники и друзья. Оба. К тому же - живой Высоцкий - это моя молодость. Я и ты, Коль, еще помним его живым. Рано его на памятники и на щепки.
А Корнилов, Рубцов, Харчиков - наши современники, которых я люблю не меньше!!!
Сутками напролет читаю и слушаю.

Игорь Штайн   (12.09.2008   16:28:00)

А я бы хотел выразить благодарность тем, кто всё-таки записал нормально Высоцкого, кто сделал ему шикарные студийные записи, которые приятно слушать и с эстетической точки зрения. Именно под гитару, точнее под две гитары. Всё-таки Высоцкого недопустимо мало записывали. В основном, песни сохранились с концертов в плохом качестве.

Игорь Штайн   (12.09.2008   16:35:00)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Кстати, интересно как вы относитесь к современному исполнению Высоцкого? Меня пока зацепил только Лепс, и то буквально несколькими вещами: Парус и Спасите наши души.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   21:01:00)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Игорь, нет, все-таки мне голос Высоцкого ближе. А Лепс и Джигурда - ну они вторичны ведь...
Хотя пусть поют... тоже ярко получается. Но я буду слушать самого Высоцкого. Это - моя молодость. Моя эпоха.

Игорь Штайн   (12.09.2008   22:10:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Лепс берёт ещё богатым окружением, т.е. аранжировкой. Я тоже люблю слушать Высоцкого, у Лепса получается всего несколько песен. Спасите наши души, Парус, Расстрел горного эха и Купола. Остальное плохо. Я вообще не люблю, когда поют Высоцкого наши популярные эстрадные певцы. Но Лепс впечатлил... надрывные песни ему удаются.

Геннадий Викторович   (13.09.2008   03:25:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

В. Баше.
Лепс? Вторичен???!!!! Да что Вы...Лепс-ярчайшая индивидуальность!!! ТАЛАНТИЩЕ!!! А за то, что разрешили ему петь-спасибо, передам.
Это что-то....

Александр Трубин   (13.09.2008   13:03:00)
(Ответ пользователю: Геннадий Викторович)

Геннадий Викторович. а кто такой Лепс...? это с алкогольной рожей, который вечно небрит типа....

Игорь Штайн   (13.09.2008   21:45:00)
(Ответ пользователю: Александр Трубин)

Александр, а Вы спойте Высоцкого лучше чем он, тогда и докажите несостоятельность Лепса.

Светлана Севрикова   [Москва]    (12.09.2008   16:39:00)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Высоцкий - цепляет за живое и берёт заживо.
Может он и непрофессионал, и может быть вправду у него нет "нормальных лирических стихотворений" - не знаю-не знаю, я его просто люблю, слушаю, знаю наизусть и сколь бы я не уважала его критиков - принять их точку зрения, выраженную в статье Хатюшина, не сумею.

Нравится Вам это или нет, но он победил небытие и время, а победителей, как известно, не судят.

С уважением к автору статьи и участникам обсуждения,
Свет. Севр.

Игорь Штайн   (12.09.2008   16:48:00)
(Ответ пользователю: Светлана Севрикова)

Кстати, Лепс получше исполняет "Спасите наши души", чем сам Высоцкий.

Василий Чуприн   (13.09.2008   15:27:00)

Не хотел встревать, в вашу приватную беседу, но видимо придется.. (Чтоб поставить читателю все точки над "I")

Надо понять одно, что есть Высоцкий, как постулат Русской поэзии, как продолжатель традиций Есенина, и есть евреи, кои не могут мерится с тем что они к этому не причастны. Ведь их постулат в том что они "избранные". Самые из самых.!. Среди них только могут быть "Гении" и никак иначе. А здесь Высоцкий? – Непорядок..
Вот и начали копать всю подноготную Высоцкого, и нашли родство по матери, "на седьмом киселе" Но прецедент сделан, Высоцкий оказался их поэтом. И прецедент этот делают такие люди как Хатюшин.. (теперь надеюсь понятно, что это за "рисованный патриот")
Хатюшин, этой публикацией преследовал две цели:
1-ая – себя потусовать с именем Высоцкого, и 2-ая – оказать услугу жидкам, присовокупить Русскую поэзию к "еврейской гениальности"

Но есть и третья цель, но уже не у Хатюшина, а у самой Виоллеты Баши, и эта цель раздавить Хатюшина в глазах других, как одного из редакторов Избы. Раздавить, как Слон давит Моську, но Слона ведет на поводке Баша..
Моя же цель, смешать всех с дерьмом, и сказать, что так оно и есть.. Мне нечего терять окромя своих уключин в "бане", окромя "бана" по наущению Хатюшина на сайте Литзона.. И вообще этот человек явный шабесгой. – прислужник на жидовском литературном поприще России, и статьи его имеют конкретную адресность, и "Общественные письма президенту" – всего лишь добровольная фиксация инакомыслящих лохов. Думаю он хорошо получает за эти жидовские провокации в литературе.
За сим раскланиваюсь.
PS.
Виоллета завалив Брумеля, создала такие условия в Избе, что многие её покинули, фактически она разогнала редколлегию, (явно этого не делая) А этим постингом, она хочет завалить Хатюшина, подорвать его авторитет, искусного публициста, хотя какой там авторитет… Это он так считает, и других заставляет думать о своей "афторитетности".

Всё это, мне напоминает, мышиную возню под Памятником Высоцкого, как некий поэтический образ "Монумента"

Дробится рваный цоколь монумента,
Взвывает сталь отбойных молотков.
Крутой раствор особого цемента
Рассчитан был на тысячи веков.

Пришло так быстро время пересчета,
И так нагляден нынешний урок:
Чрезмерная о вечности забота -
Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,
Разъять их силой - выдать семь потов.
Чрезмерная забота о забвенье
Немалых тоже требует трудов.
***
Все, что на свете сделано руками,
Рукам под силу обратить на слом.
Но дело в том,
Что сам собою камень -
Он не бывает ни добром, ни злом…. А Твардовский.


Собственно говоря, если философски подходить к этому вопросу: То всегда "следом идущие" пытались свергнуть Монументы, и Высоцкий не исключение.
Виолетта же, сама по себе, как поэт, ничего не значит, и она прекрасно это понимает, Потому –то она и взяла Дениса Коротаева, как флаг, как пику, и им разгоняет крыс лежащих на "солнышке около монументов". И у неё это действительно получается, пока народ не просекет, что использование "таранов" в литературе – запрещено, Нужно самой доказать, своим творчеством, право на место под "солнцем.. Но лучше вообще ничего, никому не доказывать, и не писать в это лихолетье.














1