Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Наши авторы - прозаики


Выбрать темы по:  
Виолетта Викторовна Баша (11.09.2008   02:52:00)
Просмотров: 196

Отдел прозы на сайте сейчас только развивается, и его развитие, приглашение на сайт сильных прозаиков - наши ближайшие задачи.
К сожалению, даже тех из них, кто на сайта давно, читают мало.
Но сайт - не только поэтический. И современный русский реализм - это в первую очередь серьезная документальная проза.
Я уже публиковала серию статей на форуме о наших авторах. Писала о замечательном прозаике Александре Муленко и о ярком поэте Алексее Серенине.
Сегодня я хочу представить повесть из анонса - это повесть Романа Литвана.
"Сибирские просторы", посвященная первым годам Великой Отечествнной войны.

http://www.chitalnya.ru/work.php?work=10892

Из рецензии на повесть:

Война. Далекая уже и все же близкая, живущая в памяти народной.
Суета вокзала, давка и теснота,
мама и мальчик, потерявшийся в этой военных годин толпе, и кричащий что есть сил -
..."мама",
кричащий до боли в горле - в страхе остаться один.
А сколько их, таких , потерявшихся было...

Но главное, в те годы было появлено как никогда:

и доброта, и злоба людская - все на виду в годину испытаний...
...и этот самый кусок коврижки с топленым маслом, такой вожделенный и проваливающийся в чужой злой глотке ,
смакующей это невиданное для военных дней лакомство
на виду голодного мальчика, пытающегося удержаться и все-таки не сдержавшегося от просьбы-мольбы "хочу коврижку".
А чистый душой - оклеветан и арестован, а тот, кому Бог простит _ или не простит за грех - еще и в догонку, торжествуя - "нет дыма без огня"...
и дружно, всем купе - песня тех лет, потому что когда времена трудные, люди тянутся к друг другу...
сколько сказано о том, что война спотила людей, и выявила лучшее в них, и худшее... сколько сказано, а вот - читаешь, и видишь, как это было
на самом деле, подлинная, невыдуманная история...

Это - именно та самая литература,
настоящая, русская, реалистичная, которой сейчас не увидишь на книжных развалах,
и по которой соскучился народ как по чистой воде родниковой с привкусом русской горечи...

....


Сейчас что главное? Взаимная любовь. И доброта. И я бы даже сказал, что сейчас, когда каждый человек до последнего напрягает силы, когда сотни и тысячи людей, лучших людей, отдают свои жизни, главное, порядочность и взаимовыручка. И в некотором роде, я бы сказал, душевная, истинная интеллигентность.

Эта та самая литература, за которую я сражаюсь...


Комментарии:

Светлана Севрикова   [Москва]    (11.09.2008   03:07:00)

Многие считают, что только война и тяжёлые испытания могут сплотить народ в единую нацию. Что нужно, чтобы Россияне стали Русскими? Неужели обязательно Двадцать второе июня?...

Да, я тоже знаю и верю, что случись беда - не подведут ни те, ни эти, будем драться насмерть в одном окопе, заслоняя друг друга и вынося раненых из-под огня. Так было всегда, так должно быть. И этим можно гордиться.

Но неужели только война способна в нас разбудить жажду к единению?
Неужели только вот так это возможно:

прибыль растёт, растут объемы продаж.
Дмитрий Мурзин
http://www.stihi.ru/poems/2007/04/03-569.html

прибыль растёт, растут объемы продаж.
даже зарплата - медленно, на растёт.
с прошлой получки приобретён трельяж
с этой получки можно купить комод.

случка "американ дрим" с русским "давай"
"этой страны" бездонные закрома...
яблоко капитализма, советский рай.
если не пить, то можно сойти с ума.

я и не пью. я и почти сошёл,
глядя на эти нравы и времена,
кроха не знает, что плохо, что хорошо,
если что и спасёт - так только война.

только война расставит всё на места
только война и только враг у ворот.
только странная надпись на пол-листа:
"офис закрыт. офис ушел на фронт."

.......................

Возможно я крайний оптимист, но я верю, что все-таки - нет. Чтобы разбудить в нас чувство единства - все-таки необязательна катастрофа, нет.
Нужно хотя бы просто ПОМНИТЬ, что так уже было когда-то, и может случится снова, если мы не сумеем все вместе это предотвратить...

Вот почему об этом надо рассказывать, писать, говорить, думать, помнить.
Спасибо, Виолетта, за хороший и нужный читателю анонс повести Романа Литвака и приглашение к совместному обсуждению.
С уважением,

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:19:00)
(Ответ пользователю: Светлана Севрикова)

Сильных анонсов и сильных авторов появилось много. Сейчас в России важно поддержать современную русскую прозу и публицистику.
Очень интересны статьи Хатюшина о поэтах белой Гвардии.

Светлана Севрикова   [Москва]    (11.09.2008   03:32:00)
(Ответ пользователю: Светлана Севрикова)

Потрясающая повесть!


Отрывок:

На позиции девушка провожала бойца.
Темной ночью простилися на ступеньках крыльца...

Я пел, люди глядели на меня, глаза людей, объединенных общим настроением, подхватили душу мою и подняли в недосягаемые высоты. И я парил на высоте, я купался и нежился в солнечных лучах, в голубом безоблачном небе. Случайные люди перестали быть случайными людьми: волшебная сила невидимкой присутствовала среди нас. Чувство душевной доброты воцарилось в купе.
Я пел.

И подруга далекая парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья никогда не умрет.
Все, что было задумано, все исполнится в срок...


**********************
Война - глазами ребёнка. И не только война, но и то, что происходит со взрослыми - на войне... Детские глаза - вообще рентген... А когда война - человеческие качества особенно открываются, души - практически голые... Так что здесь - во взгляде ребёнка на людей, проходящих через войну - откровение в двойной степени, о том, кто мы, какие и откуда, и ради чего живём....

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:49:00)
(Ответ пользователю: Светлана Севрикова)

Спасибо Яслику, который вынес в анонс эту повесть. Романа Литвана я видела много раз в анонсах на сайте проза.ру, но времени как всегда катастрофически не хватало его прочитать. Прочитала здесь, и в этом заслуга сайта изба. И прочитала в анонсе, спасибо Саше Муленко, который, я знаю это, читает много авторов, и занимается в литературой сутками напролет, в интернете не сидит на форумах, а читает других авторов.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:52:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Вот такие документальные вещи как "Сибирские просторы", как "Грозненские дневники" - та литература, за которую стоит бороться, чтобы она выходила в свет. Написаны оба - детьми войны, но войны разные, такова наша история. Великая Отечественная и снова война - Чеченская.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:08:00)

Николай Лемкин - яркий автор антиутопий, которые я могу сравнить с антиуптопиями Оруэлла. Но в отличие от Оруэлла - они о России, они современны и не могут оставить равнодушными читателей.

"Корабль дураков" потрясающая фантасмагория с узнаваемыми образами. Коммунисты и демократы, чекисты и чеченские боевики, цыгане и бомжи, "прихватизаторы" и новые русские олигархи, и некто рыжий "с лицом, навпоминающим" главного электрика страны, вечно пытающийся вывернуть лампочки и сунуть их себе в карман ( приватизировать), все эти узнаваемые до боли персонажи плывут по волнам океана и повести Лемкина, и неизвестно, чем закончится это плавание, вдеь понятно. что корабль это - прототип самой современной России.

https://www.chitalnya.ru/work.php?work=26782

Чего только ни снится – вот он лидер партии «Единая КПСС», рядом с ним невзрачный, сутуленький, плохо бритый Лидер партии «Справедливая КПСС», где-то за углом бьётся в очередной истерике либералиссимус, вождь «Либерально демократической КПСС», по улицам бродят толпы комсомольцев с портретом Леонида Ильича на майках,
и поют песню с припевом---….За нами Брежнев и Сталинград!..

Ярко, оустроумно бьет автор по порокам нашего времени. Это черта свойственна ему и в других его произведениях. Сокрушительное сатирическое перо не дает пощады тем, кто ведет корабль ко дну.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:10:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Люди тупые и безграмотные считают, что их судьба зависит от звёзд, от даты рождения, зазря грамотные грешат на наследственность, на генетику, (продажную девку империализма), и только мудрые и опытные знают, как судьба зависит от бумажки, точнее-от визы на ней!
Случайные вензеля старческой руки взбудоражили три секретных научно – исследовательских института и отдел криптографии КГБ.
Были неясности...
Можно было, конечно, обратиться к самому генсеку за разъяснением, но была опасность потерять в ответ и кресло и партбилет.
---...Докладывайте, майор!- министр судостроения с надеждой всматривался в чекиста.
Чекист с суконным выражением лица начал нудно изрекать...
----... Итак, товарищи, к нам в КГБ на расшифровку поступил документ, в котором обосновывается строительство судна для перевозки нефти, так называемого «супертанкера».
В связи с резким подорожанием нефти до двадцати долларов за баррель, предполагается за пятилетку заработать громадные деньги в валюте. Некий греческий миллионер по фамилии Онасис, (извините, товарищи, но это действительно – фамилия, мы проверяли), уже строит танкеры длиной в сто метров.
Ваше министерство судостроения предложило на утверждение танкер длиной сто пятьдесят метров…
Чекист рубил фразы сухо, чётко, шершаво.
В зале зашуршал шероховатый шёпот членов правительства.

--... Однако рукой Генерального Секретаря внесены поправки, которые и были расшифрованы нашими специалистами.
Леонид Ильич собственноручно добавил «НОЛЬ» к цифре «сто пятьдесят»!

Министр судостроения и пять его замов синхронно, и громко испортили воздух.
---Полтора километра?
---Да, товарищи, именно столько и получается!
---С ума сойти!
В гробовой тишине звучало многоголосое нервное икание.

Два дня спустя в министерство судостроения съехались директора сорока трёх научно – исследовательских институтов, тут же было разработано «техническое обоснование проекта».
За месяц на секретную судоверфь в Кольском заливе были проложены дополнительные железнодорожные пути, одновременно был построен «Соцгородок» на сорок тысяч специалистов, работа закипела!
Партия творила чудеса руками энтузиастов.
---Днепрогэс?
---Да ради бога!
---БАМ?
---Хоть сейчас!
---Целина?
---Да раз плюнуть!
---Космос?
---Какие разговоры? Дайте парня с хорошей улыбкой, и всё будет на мази!
---Атомную бомбу?
---Нате вам!

Киль танкера ковали одновременно пять тысяч гидромолотов и сорок тысяч кузнецов.
Ни один железнодорожный состав не мог перевезти изделие такого размера, и его доставили волоком.
С Урала в Заполярье.
На судоверфь.
Был прорыт совершенно секретный канал, заполненный мылом и раствором стирального порошка «для склизкости», по нему то и проволокли шедевр высоких технологий.
Тогда - то мыло и стало дефицитом.
Тогда - то и ввели на него талоны, (не верите – спросите стариков, так было! Были такие талоны! Они помнят!)
В стране пропало мясо, курево и сахар.
С сахаром непонятно, остальное шло на содержание строителей чудо – корабля.

Американские спутники засекли фантастическое строительство.
Конгресс впал в тихую панику.
---Надо собрать сценаристов из Голливуда, и получить от них ответ – что творится? Что будет?
Таков был приказ президента США, отданный директору ЦРУ.
Американцы создали Голливуд, но затем Голливуд стал создавать американцев, он стал их наставником, воспитателем и толкователем всех событий.
Приказ собрал воедино всю интеллектуальную элиту Америки – трёх сценаристов фильмов ужасов, владельца элитного борделя и трёх советских эмигрантов.

На громадном экране среди бараков и подъёмных кранов чернела дуга киля…
---Вот такая загогулина, получается, понимаешь ли…
Директор ЦРУ от волнения выболтал фразу, заготовленную для совсем другого случая и другого актёра.
Сценарист триллеров напряг мозги и выдал - …Тут явно блокбастер намечается, я бы назвал его «Бешеная железяка» - это робот – червяк, он прогрызёт землю, вылезет на Брайтон Бич, нагонит страха, но Брюсс Уиллис и Джеки Чан спасут Америку!
Присутствующие тут же вскочили и попытались петь гимн США, но вмешался беглый диссидент.

---Э, нет, господа! Это явно часть архипелага Гулаг, там явно угнетают младенцев, детей врагов народа!


( Из повести Н. Лемкина "Корабль дураков")

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:13:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Но случилось в стране радостное событие - страна освободилась от ига КПСС, народ отрёкся от нехорошего, коммунистического будущего, и весело устремился вперёд в счастливое африканское прошлое.

Корабли пропали.
Буквально за год были разворованы суда рыболовецкого флота, потом – лайнеры, куда – то сгинули корабли космической связи с гигантскими антеннами на палубах, крейсеры ВМФ продавались за границу по цене подержанного «Запорожца», шлюхи в оплату за услуги получали сертификаты на владение эсминцами и линкорами.
И наступило счастье!

Теоретик приватизации, то есть превращения плохого государственного богатства в хорошее частное,
спал отдельно от жены.
Вечное желание чего – нибудь украсть даже во сне двигало его руками, жена просыпалась без бигудей на голове, что ей очень не нравилось.
Теоретик был рабом своей идеи, приходя домой, он вытряхивал на стол электролампочки, выкрученные в туалетах, сматывал с живота электрокабель от сварочного аппарата, случайно увиденного во дворе.
Иной раз он сам удивлялся принесённым трофеям – ну ладно поношенные тапочки, спёртые у соседских дверей, но зачем он принёс чугунную крышку от канализационного люка? Да и принёс не абы как, а за пазухой?
И майку испачкал и рубаху, и живот исцарапал!
Но талант, призвание, судьба руководили его рыжей жизнью, и он не мог этому противостоять!
Даже его одежда была приспособлена под выполнение его исторической миссии – вся в потайных карманах, карманчиках и карманищах.
Пришло его время!
В моменты похмельного прозрения сам президент вопрошал с телеэкрана---…..И куда деньги делись. Черт знает!..
А шёл разговор не о десятке рублей – о миллиардах долларов!
Он уже и сам не помнил, как в пьяном угаре подписал секретный указ о переименовании постыдного психиатрического диагноза «Клептомания» в гордый научный термин «Приватизация».
Кралось всё!

Теоретик вошёл в кремлёвский кабинет, бросил в угол трёхколёсный велосипедик, прихваченный в детской песочнице по пути на работу.
Энергия била ключом!
Дел было невпроворот! Комуняки за десятилетия понастроили и понаделали такую прорву интересных и аппетитных вещей!

----…Слышь, братва, мотал я, помню третий срок в Норильске, на строгом режиме, там такая чувиха мне ломанулась – атас!
Замминистра Казённого Имущества корячил пальцы в зоновских наколках, слюни текли по небритому подбородку…

Теоретик ахнул – Севера! Заполярье! Чёрт возьми, совсем забыли о них, увлеклись нефтью да московской недвижимостью!
Платина! Золото! Никель! Алмазы!
«Новую Россию» надо было спасать от этого!

Шестёрки и бакланы, то есть заместители и референты бросились рыться в секретных заполярных документах.
-----….Слышь, пацаны, какую я маляву надыбал, гадом быть! Век воли не видать! Зуб даю!

На гигантском чертеже в угловом штампе пестрели надписи и поправки – «супертанкер 50 лет Октября» ( зачёркнуто), поверх – авианосец «60 лет Октября», ( зачеркнуто), поверх – лайнер «Леонид Брежнев».
Опять зачёркнуто, поверх слова «Брежнев» - Черненко, Андропов,…
----….Крутое корыто!
----…..И что же не стыбзили?
----….Блудняк тут такой – сапоги заменжевались, а лохи заскобарились и облажались!
( Перевод с кремлёвского языка на русский – ...почему забыли приватизировать? – военные передали гражданским, а у тех не хватило денег, да оформить передачу не успели.)

Теоретик мрачно рассматривал чертёж. Увиденное им не укладывалось в слабую голову, мозговая извилина крутилась узлами как червяк на крючке.
Полтора километра в длину!
Куда же такую дурищу деть?
Надо было найти выход.
От размышлений грелась голова, рыжие волосы то скручивались в еврейские кудри, то распрямлялись.

Беспокоить хозяев из США позволялось лишь в крайних случаях.
( Вот он – крайний!)
---...Хэллоу, шалом, сэр, тиз из ржавый Толик, плиз, сэр, вас махен мир, бите? Их хайсе крутое корыто, крэзи шип, полтора километра в длину! Посибел! Посибел! Антвортен зи плиз!
Аншульдиген зи бите, как стырить? Шло маза! Найн, найн, их бин них раушен, трезвый я, суки!
-----....Не поверили, падлы!
В трубке завязли длинные гудки.
(Вот и работай с таким тупым начальством!)

Работа реформаторов была весёлой и необременительной, после обеда бодрая шайка аферистов уходила в казино перекинуться в картишки.
Первое время среди них мотался и Борис Моисеев, но, поняв, что «игра в очко»- это не то, о чём он думал, певец пропал, и больше не появлялся.
Вместо него появилась бродячая свора ласковых, весёлых евреев с голодными глазами.
Вскоре они перебрались из угла за стол, потом незаметно и сами реформаторы оказались на задворках, и стали считать за честь бегать в ларёк за пивом для «олигархов».
Так себя нарекли ласковые семиты с грустными, ненасытными глазами.


(Из повести Н. Лемкина "Корабль дураков")

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:11:00)

Вдвоем мы вышли наружу, я добился своего. Платформа опустела. Мы были вдвоем, да куча вещей посреди платформы, да редкие фигуры людей. Я хныкал и нестерпимо хотел есть. Мать пугала меня перспективой возврата в комнату матери и ребенка, и я замолкал. И снова принимался хныкать и просить, и жаловаться на усталость и холод.
К тому времени, когда подали омский поезд, я закоченел. Вновь нахлынула суетливая толпа. Моей матери никак не удавалось попасть в основное русло. Словно мутная река в половодье, течение толпы бурлило и сметало двери вагонов, проводников, и всякий раз отбрасывало нас в сторону. Меня сдавили, наступили мне на ногу. Я рванулся за матерью. Нешуточная сила подняла меня на воздух и, ударяя о ступени и перила, протолкнула в тамбур вагона. Я почувствовал, что с правой руки моей сорвана варежка и нет калоша на одном валенке. Рука моментально остыла и начала терять чувствительность.
— Мама! — закричал я и с дикой, сумасшедшей энергией стал продираться между ног, узлов и чемоданов к выходу. Озверелые люди напирали в вагон, врываясь в тамбур под давлением жавшей на них толпы. Кто-то споткнулся о меня, образовалась свалка. Я, как сквозь подземный ход, рвался к выходу. Меня то отшвыривало назад, то на какое-то мгновение я побеждал это скопище огромных тел, эту стихию, и был момент, когда я ухватился рукой за обжигающую холодом ручку двери и на долю секунды увидел перекошенное лицо матери внизу. Темная платформа. Жгучий морозный воздух по лицу. Запах паровозного дыма. Я закричал, завопил — мама! — и, видимо, ослабленный этим криком, тотчас был отброшен от дверей назад, вглубь тамбура. Я успел услышать, как мать кричала мне:
— Иди в вагон!.. Я здесь!.. Иди, не выходи!..
— Мама! — надрывался я, ударяясь о чемоданы и то продвигаясь к выходу, то снова удаляясь от него.
Не знаю, сколько это продолжалось. Ни холод, ни усталость, ни пустой желудок не подрывали так мои нравственные силы, как эта чудовищная, непоправимая беда.
— Мама! — кричал я. И кричал до тех пор, пока моя мама, попав, наконец, на ступеньку вагона, не влезла в тамбур. Я так кричал, осипнув и потеряв голос, так отдался крику, что ничего не слышал и не видел перед собой.
— Пойдем. Проходи, — сказала мама. — Пропади оно пропадом! — зло сказала она. — Пусть пропадает, в конце концов!.. Нет у меня на все рук.
Мы шли по вагону, в котором успело стать тесно.
— Спасибо офицеру, — говорила мать. — Спасибо, помог. Без него я б, наверное, не уехала... — Она продолжала говорить, возбужденная борьбой и раздражением посадки. В руках она держала один узел, других вещей не было. — Садись сюда, — указала она мне на свободную лавку. — Сиди и никуда не уходи. Слышишь? Я сейчас вернусь.


Из повести Р. Литвана
"Сибирские просторы"

Игорь Штайн   (11.09.2008   03:12:00)

Мда, прозу здесь совсем не читают. Факт.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:15:00)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Игорь, пришли и будут приходить сильнейшие прозаики сетературы. Этим мы уже занимаемся полным ходом. И начнут читать прозу. Процесс пошел.
Начнет работу семинар по прозе, семинар по публицистике и по сценариям.
К нам пришел сильный автор Сергей Стукало. У него вышла книга про Цхинвали.

Игорь Штайн   (11.09.2008   20:38:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Думаю, дело не в том, есть или нет на сайте известные авторы, а в том есть ли на нём активный читатель. Или Вы считаете, что читатель придёт сюда на имена через поисковики? Я что-то в это верю с трудом. Хотя если судить например по тому же общелиту, то прозу иногда читают. Мало, но интересуются. Однако, при большой насыщенности авторов читать будут разумеется только то, что окажется на поверхности, т.е. на первой странице.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   21:10:00)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Игорь, бывает по-разному. Бывает и так, что приходят по поисковикам. Я по своей статистике это отслеживала. Но это для уже посещаемых, уже заметных на разных сайтах более или менее авторов. Другой вариант: читатель нашел интересного для себя автора на ленте новинок, и затем может вернуться к нему на страницу - дочитать все остальные работы. Но помогать прозаикам надо.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:27:00)

Документальные хроники начала чеченского конфликта, написанные подростком.
Такие вещи невозможно читать равнодушно. Здесь все невыдуманное. Без лишенго пафоса, скупо и поэтому пронзительно, как кадры кинохроники. Это - наше время. Наши беды.

Не вымученный плач в тиши уютного кабинета. Не надрыв от сытости. Это - правда. Скупо и от первого лица.
Читайте:

"Сочинение (Грозненские рассказы)",
автор -
Константин Семёнов.

https://www.chitalnya.ru/work.php?work=21584

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (11.09.2008   03:29:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Как-то попалось мне на глаза одно школьное сочинение. Писал мальчик, ученик шестого класса города Ставрополя, бывший грозненец. Тема сочинения звучала так – “Межнациональные отношения, как основная причина событий в Чеченской республике”. Шестой класс – с ума сойти! Шел 1997 год.

Теперь очень жалею, что не сделал копию – попробую восстановить по памяти.

--------------------

Межнациональные отношения – это отношения между разными национальностями. События в Чеченской республике – это война, которая правильно называется восстановлением конституционного порядка.

У нас, в Грозном жило много разных национальностей, но больше всего было чеченцев и русских. Отношения между ними были разные. Хорошие и плохие. Когда пришел к власти Дудаев, плохих стало больше. Русские стали уезжать. Мы тоже хотели уехать, но не смогли. Родители говорят, что денег не было. Я тогда был маленький, не все понимал, но слышал, о чем говорили взрослые. Взрослые все время говорили о переезде в Россию.

И в моих мечтах возник образ большой и доброй страны – России, которая ждет всех, кому плохо. Я слышал, что в России сейчас какие-то проблемы. Поэтому нам она помочь пока не может.

А потом по телевизору показали, как в Москве стрельнули из танка и наши победили. Я стал ждать, что скоро вспомнят и про нас, и мы снова будем жить спокойно. А я смогу опять ходить на теннис. Или мы сможем переехать в Россию, может быть в Москву, и можно будет ходить по улицам одному. И играть во дворе до вечера, как было, когда я ходил в детский сад. Россия обязательно поможет, она никогда не бросает своих.

Но получилось все не так. Про нас действительно вспомнили, но лучше бы у них был склероз. Нас стали бомбить с самолетов и обстреливать из гаубиц. Я скоро научился по звуку различать бомбы, пушки и Град. Потом наш дом разбомбили, и мы долго прятались в подвале у соседей. Я спрашивал родителей, почему в нас стреляют. Ведь мы не боевики. А они говорили, что солдаты сами не знают что делают. Как можно не знать? И зачем им тогда оружие дали?

Потом папин знакомый дядя Руслан увез нас на машине в Гудермес. А мы оттуда уехали в Ставрополь.

В Ставрополе оказалось, что России мы совсем не нужны. Квартиры у нас своей нет. Папу нигде не берут на работу, и он ходит на базар разгружать машины. А потом у него болит спина, и он пьет таблетки. Мама работает, но денег очень мало и я даже не прошу купить игровую приставку. Меня не хотели записывать в детскую библиотеку, потому что нет постоянной прописки. И если бы не тетя Света я бы не смог читать книжки.

Ребята говорят, что наша армия нас спасла. Я им говорю, что мы сами от них еле спаслись, а они не верят. А ещё они говорят, что мы жили в Грозном, потому что там не было дефицита и у всех было много денег.

Я думаю, что межнациональные отношения это не главная причина, по которой началась война. Это в Баку, Карабахе и Узбекистане из-за этого все произошло. А у нас было по-другому. И главная причина войны какая-то другая. А какая – я не знаю. Мама говорит, что тоже не знает, а папа только ругает всех подряд.

--------------------

Внизу аккуратным учительским почерком было написано: “Тема не раскрыта. В голове – каша”.
Литература – 3. Русский язык – 3.

("Сочинение. Грозненские рассказы". Константин Семенов).


Что можно сказать про учительницу.
Что не умна?
...да кто ее знает, отчего душа черства...
...и не будем ее судить.
Просто прочитаем, что пишут дети. пережившие войну.

Сeргей Медвeдeв   (11.09.2008   17:25:00)
(Ответ пользователю: Виолетта Викторовна Баша)

Виолетта, героические усилия заставить услышать прозаиков пока не приносят очевидных результатов. Появись сейчас хоть "Война и мир", хоть "Мастер и Маргарита", хоть "Барьер" - никт о может и не заметить. Без соответствующей "раскрутки", естественно. Ищитие для гениев спонсоров-меценатов, проведите рекламную компанию... мы перестали быть самой читающей нацией. Но - есть признаки некоторого оживления этой категории населения - читателей! Не все так безнадежно! Может быть, сей "скорбный труд не пропадет"?

Андрей Можаев   [Москва]    (11.09.2008   20:24:00)
(Ответ пользователю: Сeргей Медвeдeв)

Виола, здравствуй. Спасибо за тему очень важную. Почему ослабела тяга к чтению, книжность? - вряд ли в двух словах ответишь. куча причин. То же происходит везде, не только у нас. Это виток цивилизации такой сейчас. Масс-медиа, внедрение клиповости в сознание, ослабленность внимания и анализа, поток визуальной и прочей информации. Чтение прозы и крупных поэтических форм - труд, прежде всего, труд чувства и мысли. А многие в погоне за заработком уматываются, некогда вникать. Далее, связанное с этим - слабеет способность к сюжетосложению, глубокому прописыванию человека, его мира души. Да так, чтоб и внешнее действие, фабула, тоже интересовала. Это, кстати, сильная сторона англоязычной литературы до сих пор. Остальная Европа погрязла в рефлексиях и самовыраженчестве всяком. А любителей фабульности уводят в коммерческую продукцию. Там над художественным содержанием раздумывать не надо. Всё разжёвано. Остаётся читателю расслабиться. Но это не вечно будет так. Настоящая литература - основа любой цивилизации, осмысление ею самой себя. Всё вернётся, если трудиться будем все вместе. Обычно крупные изменения в искусстве происходят в тяжёлые для общества времена, когда ждать благ не от кого, на себя рассчитывать приходится. Для того надо самоосмыслиться. Сдаётся, мы сегодня вновь у такой черты. Кстати, в провинции люди вновь потянулись к театру. Не к выкобениванию на подмосках, а к человеческим постановкам, пусть скромненьким. Также, радио всё больший интерес привлекает, когда звучит нормальный человеческий голос, есть тёплые нотки в нём, есть успокоение и обращение к мыслям слушателей. Дойдёт и до художественной прозы. А начинается, ты права, с серьёзной публицистики и документализма, там, где есть дыхание правды. Спасибо ещё раз за тему.

Игорь Штайн   (11.09.2008   20:51:00)
(Ответ пользователю: Андрей Можаев)

Пожалуй, я разделяю точку зрения Андрея Можаева за исключением оптимизма по поводу будущего. Сейчас время малых форм. Короткой прозы. Оно как раз соответствует времени. Рассказ небольшого размера можно прочитать между делом и даже после тяжёлого трудового дня, а вот повесть или роман... это действительно работа, на которую решится не каждый. Тем более есть кино, театр... где за пару часов можно пережить всю ту же палитру чувств, что и при прочтении хорошей книги. Хотим мы того или нет, а количество грамотных людей растёт, а с этим числом увеличивается число талантливых авторов, которые умеют интересно излагать мысли и в стихах и в прозе. Соответственно время гениальных одиночек типа Пушкина или Толстого проходит. Хорошо, когда есть один, два писателя и миллионы читателей с азартом ожидающие новых книг. Сейчас же ситуация такая, что пишущих людей чуть ли не больше, чем читающих и я думаю, что в будущем так оно и будет. Потому что каждому человеку есть что сказать и чем поделиться. Скорее всего, в следствии этого бумажная литература вообще постепенно станет раритетной и уйдёт на второй план. Будущее как раз за новыми формами искусства. Возможно, о многих из них мы даже ещё не догадываемся.

Андрей Можаев   [Москва]    (11.09.2008   21:10:00)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Вы знаете, со временем всё займёт свои места. У всего, у всех новых форм, как и традиционных, есть своё точное адресное назначение. И один и тот же человек может сходить на шоу, а потом на ночь сесть за "Войну и мир". Тут уж не предскажешь ничего. Но вот о чём говорит недавняя история искусств. Когда появился синематограф, все шумели и предсказывали скорую гибель театру. А театр не только обогатил кино, но и сам им обогатился. И был всплеск в нём очень яркий. Затем появилось ТВ. Хором по всему миру заговорили о гибели кинематографа и даже радио, с которого ТВ перетянуло на себя популярнейшие радиопьесы, то, что сегодня именуют на ТВ "мылом". Но произошла революция неореализма в кино, а радио нашло свои формы новые. И ТВ, и кино, и радио взаимообогатились, не потеряв своих средств, условности, а развив их. Затем явилось видео. Предрекли гибель ТВ. А ТВ стало после временного спада интереса, как и в предыдущих случаях, гибче и разнообразней. Ведь у ТВ есть прямой эфир! Реальность в общении, времени. Следом появляется интернет, и тут же предрекают отмирание ТВ, видео, кино, театру, музеям и пр. Но и здесь потихоньку начинается взаимообщение и взаимообогащение. При всём этом, у каждого остаются только его личные и неповторимые изобразительно-выразительные средства, свой особый язык и т.д. В принципе, всё ценное и насущное остаётся.

Игорь Штайн   (11.09.2008   22:23:00)
(Ответ пользователю: Андрей Можаев)

А как быть с перенасыщением рынка литературой? Ведь количество талантливых произведений неуклонно растёт, и уже не просто всего не прочитаешь, но и на печать уходит много бумаги, а это леса, которые не безграничны. Здесь есть и экономический резон ухода от бумажных носителей. Поэтому я почему-то склоняюсь к тому, что книги всё-таки уйдут в прошлое. Постепенно, не сразу. Возможно, появится какие-то новые формы книги, учитывая современное развитие техники.

Андрей Можаев   [Москва]    (11.09.2008   23:08:00)
(Ответ пользователю: Игорь Штайн)

Всё может быть. Но книги, точно, бумажные не уйдут. Ведь это целая область искусства, культуры. Грубо сравнивая - как фарфоровая посуда в век пластика.

Виолетта Викторовна Баша   [Москва]    (12.09.2008   21:21:00)
(Ответ пользователю: Сeргей Медвeдeв)

Верю, что читатель в России вовсе не отупел, как нам пытаются внушить некоторые издатели бестселлеров и авторы мыльных сериалов. Он изголодался по настоящему русскому слову, по той прозе, которая задевает мысли и чувства. Когда пойдет все это на книжные прилавки - не могу сказать, но точно пойдет.

Анатолий Комиссаренко   (13.09.2008   21:02:00)

По-моему, задача тех, кто умеет писать (я имею в виду писателей) - писать. Не важно, какие формы, большие и малые... Главное, чтобы эти "формы" были талантливые. А читатель найдёт своё. По автору ли, по названию сайта...
Естественно, читателю надо помочь найти то, что он ищет. А вот этим как раз и занимается литературная администрация.














1