Поскольку разговор об искусстве, вначале приведу цитату:
„ ....художественное наслаждение от литературного произведения достигается
не благодаря образам, создаваемым посредством прямых значений слов, но
теми ассоциациями и представлениями, которые этими образами вызываются "
(Академик А.П. Баранников).
Я привожу здесь отрывки из моих дневников по этому поводу, где выражаю свое снение и подкрепляю это мнением известных авторов.
Это было написано, как набросок заметки для одного из литературных сайтов.
Пришлось посмотреть много материалов. Тема была - Восприятия в искусстве и как, на мой взгляд, оно формируется.
Вообще-то материалов по этому вопросу много, но вопрос, который здесь был затронут, непростой.
Тема на мой взгляд актуальная. Я хочу только
заострить Ваше внимание на отдельных моментах, поделиться некоторыми
своими соображениями по этому поводу, не претендуя на научный анализ
(для этого есть специальная литература и соответствующее место) и
побудить Вас к обсуждению.
Поскольку есть много развернутых определений, что такое искусство, я предпочел бы ограничиться для данного случая наиболее общим пониманием
этого термина.
Для этого, на мой взгляд, подходит следующее выражение:
„ искусством
называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое
удовольствие“. При всех прочих, это то, что объединяет искусство во всех
его проявлениях.
В данном случае это касается поэзии и
музыки, как наиболее близких друг другу видов искусства. Их сближают и
объединяют понятия: метр, ритм, мотив, фраза, предложение, эпизод,
вариация и многие другие формообразующие детали.
Есть даже книга „Язык,
музыка, математика“. Авторы: Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э.. О
содержании книги говорят сами названия ее глав: «Ритм», «Параллели»,
«Структура», «Вариации», «Степени сравнения». Все это явления,
встречающиеся либо только в языке, только в музыке и только в
математике, либо во всех этих областях одновременно. Но давайте не будем
в это углубляться. Кто хочет, пусть прочтет сам. Книга очень интересная и написана вполна простым языком.
Да, искусство это то, что казалось бы лежит на поверхности и очень просто. Каждый может им заниматься.
Никто не
станет отрицать, что, по большому счету, владение одним или несколькими
видами искусства – это дар, каким природа (или если хотите Бог) наделяет
не всех или не всех в равной мере.
Великий французский скульптор Огюст Роден (1840—1917) на вопрос одного
из своих учеников, в чем, собственно, состоит искусство скульптора
ответил : Надо взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее...
Однако он не одинок в своих высказываниях. Не многие знают, что скульптор Микеланджело был прекрасным поэтом.
Вот мнение: "Возможно, Роден просто повторил слова одного из древних
ваятелей, поскольку похожие по смыслу выражения встречаются у Дионисия
Ареопагита и Микеланджело".
Так, известна фраза Микеланджело: «Я разумею
под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления»,
то есть отсечения от камня всего лишнего.
Когда Баха спросили, сложно ли играть на клавире, он ответил: «Ничего
сложного, нужно только вовремя нажимать нужные клавиши». Вот так все
просто.
Эта же мысль: красота уже заложена в глыбе мрамора, надо лишь
освободить ее от каменной оболочки — заключена и во многих стихах
Микеланджело:
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Эта же идея выражена в стихотворении Микеланджело, посвященном Виттории Колонне:
...“Из скалы живое изваянье
Мы извлекаем, дона,
Которое тем боле завершенной
Чем больше камень делаем мы прахом“...
Ему же принадлежат стихи:
„Таит в себе материю незримо
Любая вещь иль замкнутый объем.
И тайна в облике ее ночном
От света и сторонних глаз хранима“.
Воистину как беда, так и талант не приходят в
одиночку. Последнюю строчку (От света и сторонних глаз хранима) я
специально подчеркиваю. Именно это - главная мысль. Что красота
заключена во всем. Увидеть ее и донести нам – задача художника.
.....
Как-то Федора Шаляпина (великого русского певца) спросили, чем ты
занимаешься? Он ответил – я пою. Ха! так мы все поем, а чем все-таки ты
занимаешься?
Не знаю, притча ли это или такой случай был в действительности, но об
этом писали в воспоминаниях о Шляпине. Как говорят, сказка ложь, да в
ней намек.
.......
История, однако, повторяется, как ей и положено. И не только в скульптуре, музыке но и в поэзии.
Приведу один казус более близкий к нам по времени и весьма показательный.
На суде Иосифа Бродского (его судили за тунеядство!!!) спросили: кто
вы попрофессии? Я – поэт, ответил Бродский. А кто вам сказал, что Вы
поэт вопрошал/а судья? А кто сказал Пушкину, Лермонтову, что он
поэт?-так примерно ответил Бродский.
Этот диалог в общем отражает, в основном,
отношение „простого“ народа к искусству, как деятельности, будь то
музыка живопись, поэзия.
И то правда. Что нужно, чтобы писать стихи? - бумга и карандаш. Немного уметь рифмовать – и все.
Тогда рождаются такие „перлы“:
„Служил гаврила Гавриилом, он в Гавре илом торговал“
или „Служил Гаврила хлебопеком, Гаврила булки выпекал“.
Я думаю эти строчки Вам известны.
Меня всегда поражало и поражает следующее: возьмем, например, ряд слов, которые знает каждый из нас: читающие, ореол, где,
поддержите, нельзя, дева, лицо, сказать, страсть, пол, напев, сходство,
боль, пение, маг и т.д.
Ну что из этого набора кому нибудь из нас неизвестно? И вдруг … приходит
поэт и расставляет все на нужные места. В результате рождается:
„Читающие в лицах, маги, где вы?
Сюда! И поддержите ореол:
Две скорбные фигуры смотрят в пол.
Они поют. Как схожи их напевы!
Две девы -- и нельзя сказать, что девы.
Не страсть, а боль определяет пол“.(И. Бродский)
Не так много стихов, которые можно
было бы поставить рядом. Да, читателю надо будет потрудиться для их
понимания (почему именно „не страсть, а боль определяют пол“, например).
Но для этого надо постараться проникнуть в духовный мир автора и
прочитать не одно его произведение.
Я повторяю цитату которую привел в начале этого блога :
Согласно парадигмам индийской поэтики, одной из ее главных доктрин
„ художественное наслаждение от литературного произведения достигается
не благодаря образам, создаваемым посредством прямых значений слов, но
теми ассоциациями и представлениями, которые этими образами вызываются
(Академик А.П. Баранников).
Т.е. эстетическое удовольствие связанно с
эстетическим восприятием, которое у всех разное и зависит от многих
причин и в частности от того, как, в каких условиях , при каких
обстоятельствах шло развитие личности, от того, каков ее духовный
потенциал. Согласитесь, что одни и те же образы у разных людей вызывают
разные ассоциации. А ассоциации возникают через опыт, представление и
как я уже говорил интеллектуальный багаж.