Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

1. В продолжение темы...


Поскольку разговор об искусстве, вначале приведу цитату:

....художественное наслаждение от литературного произведения достигается не благодаря образам, создаваемым посредством прямых значений слов, но теми ассоциациями и представлениями, которые этими образами вызываются "

    (Академик А.П. Баранников).

Я привожу здесь отрывки из моих дневников по этому поводу, где выражаю свое снение и подкрепляю это мнением известных авторов.

Это было написано, как набросок заметки для одного из литературных сайтов.
Пришлось посмотреть много материалов. Тема была - Восприятия в искусстве и как, на мой взгляд, оно формируется.

Вообще-то материалов по этому вопросу много, но вопрос, который здесь был затронут, непростой.

Тема на мой взгляд актуальная. Я хочу только заострить Ваше внимание на отдельных моментах, поделиться некоторыми своими соображениями по этому поводу, не претендуя на научный анализ (для этого есть специальная литература и соответствующее место) и побудить Вас к обсуждению.

Поскольку есть много развернутых определений, что такое искусство, я предпочел бы ограничиться для данного случая наиболее общим пониманием этого термина.

Для этого, на мой взгляд, подходит следующее выражение:
    „ искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие“. При всех прочих, это то, что объединяет искусство во всех его проявлениях.
        В данном случае  это касается поэзии и музыки, как наиболее близких друг другу видов искусства. Их сближают и объединяют понятия: метр, ритм, мотив, фраза, предложение, эпизод, вариация и многие другие формообразующие детали.
         Есть даже книга „Язык, музыка, математика“. Авторы: Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э.. О содержании книги говорят сами названия ее глав: «Ритм», «Параллели», «Структура», «Вариации», «Степени сравнения». Все это явления, встречающиеся либо только в языке, только в музыке и только в математике, либо во всех этих областях одновременно. Но давайте не будем в это углубляться. Кто хочет, пусть прочтет сам. Книга очень интересная и написана вполна простым языком.

Да, искусство это то, что казалось бы лежит на поверхности и очень просто. Каждый может им заниматься.
   Никто не станет отрицать, что, по большому счету, владение одним или несколькими видами искусства – это дар, каким природа (или если хотите Бог) наделяет не всех или не всех в равной мере.

Великий французский скульптор Огюст Роден (1840—1917) на вопрос одного из своих учеников, в чем, собственно, состоит искусство скульптора ответил : Надо взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее...
Однако он не одинок в своих высказываниях. Не многие знают, что скульптор Микеланджело был прекрасным поэтом.
Вот мнение: "Возможно, Роден просто повторил слова одного из древних ваятелей, поскольку похожие по смыслу выражения встречаются у Дионисия Ареопагита и Микеланджело".
Так, известна фраза Микеланджело: «Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления», то есть отсечения от камня всего лишнего.
Когда Баха спросили, сложно ли играть на клавире, он ответил: «Ничего сложного, нужно только вовремя нажимать нужные клавиши». Вот так все просто.


Эта же мысль:  красота уже заложена в глыбе мрамора, надо лишь освободить ее от каменной оболочки — заключена и во многих стихах Микеланджело:

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.


Эта же идея выражена в стихотворении Микеланджело, посвященном Виттории Колонне:

...“Из скалы живое изваянье
Мы извлекаем, дона,
Которое тем боле завершенной
Чем больше камень делаем мы прахом“...


Ему же принадлежат стихи:

„Таит в себе материю незримо
Любая вещь иль замкнутый объем.
И тайна в облике ее ночном
От света и сторонних глаз хранима“.


    Воистину как беда, так и талант не приходят в одиночку. Последнюю строчку (От света и сторонних глаз хранима) я специально подчеркиваю. Именно это - главная мысль. Что красота заключена во всем. Увидеть  ее и донести нам – задача художника.
.....

Как-то Федора Шаляпина (великого русского певца) спросили, чем ты занимаешься? Он ответил – я пою. Ха! так мы все поем, а чем все-таки ты занимаешься?
Не знаю, притча ли это или такой случай был в действительности, но об этом писали в воспоминаниях о Шляпине. Как говорят, сказка ложь, да в ней намек.
.......
История, однако, повторяется, как ей и положено. И не только в скульптуре, музыке но и в поэзии.
Приведу один казус более близкий к нам по времени и весьма показательный.
На суде Иосифа Бродского (его судили за тунеядство!!!) спросили: кто вы попрофессии? Я – поэт, ответил Бродский. А кто вам сказал, что Вы поэт вопрошал/а судья? А кто сказал Пушкину, Лермонтову, что он поэт?-так примерно ответил Бродский.

Этот диалог в общем отражает, в основном, отношение „простого“ народа к искусству, как деятельности, будь то музыка живопись, поэзия.
    И то правда. Что нужно, чтобы писать стихи? - бумга и карандаш. Немного уметь рифмовать – и все.
Тогда рождаются такие „перлы“:
„Служил гаврила Гавриилом, он в Гавре илом торговал“
или „Служил Гаврила хлебопеком, Гаврила булки выпекал“.
Я думаю эти строчки Вам известны.

Меня всегда поражало и поражает следующее:  возьмем, например, ряд слов, которые знает каждый из нас: читающие, ореол, где, поддержите, нельзя, дева, лицо, сказать, страсть, пол, напев, сходство, боль, пение, маг и т.д.
Ну что из этого набора кому нибудь из нас неизвестно? И вдруг … приходит поэт и расставляет все на нужные места. В результате рождается:

„Читающие в лицах, маги, где вы?
Сюда! И поддержите ореол:
Две скорбные фигуры смотрят в пол.
Они поют. Как схожи их напевы!
Две девы -- и нельзя сказать, что девы.
Не страсть, а боль определяет пол“
.(И. Бродский)

Не так много стихов, которые можно было бы поставить рядом. Да, читателю надо будет потрудиться для их понимания (почему именно „не страсть, а боль определяют пол“, например). Но для этого надо постараться проникнуть в духовный мир автора и прочитать не одно его произведение.
  Я повторяю цитату которую привел в начале этого блога :  Согласно парадигмам индийской поэтики,  одной из ее главных доктрин  „ художественное наслаждение от литературного произведения достигается не благодаря образам, создаваемым посредством прямых значений слов, но теми ассоциациями и представлениями, которые этими образами вызываются (Академик А.П. Баранников).

Т.е. эстетическое удовольствие связанно с эстетическим восприятием, которое у всех разное и зависит от многих причин и в частности от того, как, в каких условиях , при каких обстоятельствах шло развитие личности, от того, каков ее духовный потенциал. Согласитесь, что одни и те же образы у разных людей вызывают разные ассоциации. А ассоциации возникают через опыт, представление и как я уже говорил интеллектуальный багаж.




Количество просмотров: 326
Количество комментариев: 0
© 17.12.2015 Сандрильон

ЭлЭн*       18.12.2015   22:57:14

Очень интересная, очень важная и очень познавательная статья для творческого сайта. Думаю, она должна продолжиться отзывами и дискуссиями читателей, точнее, авторов Избы-Читальни. Очень понравилась умная и точная цитата Баранникова о художественном наслаждении от литературного
произведения. Спасибо большое, Марк! Работа заслуживает высокой оценки, на мой взгляд!
ЭлЭн*       19.12.2015   14:10:05

Да, к сожалению, стихи делают не столько из мыслей, как думают некоторые, сколько из слов. У поэзии есть свои законы. Стихотворение тогда может называться стихо-творением, когда имеет растянутое колебание между звуком и смыслом. А понятие большинства людей о поэзии так туманны, что туманность служит им определением поэзии. И, наконец, поэзия это "наилучшие слова в наилучшем порядке", "поэзия - это высшая форма существования языка".(Бродский)
ЦЕЛЬ ПОЭЗИИ - ПОЭЗИЯ (Дельвиг).
С ними не поспоришь - точно!
Эдуард Иванов       24.12.2015   18:23:04

Премьера ожидаемого фильма онлайн







1