Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

"Like" при оценке художественного текста


Вхождение интернета, а в частности, социальных сетей точно обозначило эпоху потребления в сознании человека. Появление глобальной паутины во многом изменило понятие и обращение читателя с художественными текстами: огромное количество явлений из блогосферы, «Википедия» как единственный источник сети, «мемы» на любое событие или персонаж в мире и т.п.

В условиях конкуренции читательского успеха автор вынужден искать альтернативу для публикации своих текстов. Зачастую выбор приходится на публикацию произведений в какой-либо «группе» социальной сети «Вконтакте», интернет-ресурсах (например, litcult.ru, parnasse.ru, stihidl.ruи т.п.), создание личного блога в «ЖЖ», «Blogger.com», «wordpress». Публикация осуществляется путём «постов» (коротких записей с прикреплением мультимедийного содержания) или записей с возможностью комментирования и оценки читателей.

С точки функционирования постов и записей можно выделить два вида деятельности читателей: комментирование и оценивание. Остановимся подробнее на оценивании. Зачастую такой вид просматривания блогов предполагает молчаливое «лайкание», выставление звёздочек, отдачи голосов, «блистающих» открыток и т.д. Но реализуется ли подобным образом в полной мере читательская функция? Нет. Функция подобного оценивания – атрофирование осознанного мышления у читателя, ведь любой художественный текст предполагает прочтение, внутреннее высказывание и заключение по написанному. Но в данном случае это явление симулируется ярким синим «like», звёздочкой, высокой репутацией автора. Данная виртуальная социальность прививает читателю поверхностное видение текста, нервную улыбку в виде беглого смайлика как ухмылку на непонятое.

Художественный произведение – скрытая или проявленная идея, заложенная самим автором. Даже при позиции «смерть автора» происходит столкновение ситуаций, героев, эпох. Всякая идея должна предполагать ответную реакцию, мысленный или словесный порыв у читателя. Но в позиции безмолвного созерцания происходит зомбирование речи, утрата возможности считывания сюжетных ходов, контекстуального послания, социального предупреждения писателя. В написании однообразных комментариев «классно», «мне понравилось», «талантливо написано» и «автор болен», «ужас», «как у вас рука поднялась» читатель кратковременно активизирует систему интерпретации текста и свой эмоциональный отклик на него. Ресурсы же использующие данную систему «понравилось-не понравилось» рискуют насовсем потерять как думающего читателя, так и интеллектуальную литературу, поступающую на их портал или сайт.

Выход из данной ситуации прост – исключить возможность голосования. Читающий будет осознавать свою молчаливость, пустоту мыслей, при этом, не обманывая себя избирательным лайком на выразительное произведение. Ведь созданное не перешагнёт время от большого количества лайков, не войдёт в историю как «лучший текст портала». Произведение живёт в мыслях и чувствах читателя изо дня в день, освещая или затемняя их прикосновением идеи, уникального настроения, видящего все беда и радости живущего человека.



Количество просмотров: 228
Количество комментариев: 0
© 09.03.2015 Михаель Zero







1