Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Ведро с углём

[Петр Панасейко]   Версия для печати    

Новое двухэтажное здание школы в селе Авдеевка было построено в год 50-летия Великого Октября. Если в старых зданиях, разбросанных по селу, топили печки, тот здесь были по всем кабинетам установлены отопительные чугунные батареи. Котельняя находилась рядом. Работала она на угле. С первого сентября, когда начались занятия, его стали подвозить машинами, делая запас на весь отопительный сезон.

А кто его должен заносить с улицы? По логике – истопник. Однако когда директор школы Евсюков подошёл к пинятому на эту штатную должность дяде Никифору, то последний зачитал ему свою должностную инструкцию.
- Слушай, Павел Степанович, что тут написано, -отвечал с бумагой в руках истопник.- А тут написано, что я должен знать правила топки отопительных котлов углём и дровами. Я их знаю, когда-то в армии был истопником. Правда, там топили дровами. Должен знать расположение дымоходов. Знаю, вон они. Должен знать правила пользования огнетушителями. Знаю, могу продемонстрировать, но его придётся заправлять по-новому. А вот на счёт того, что я должен вёдрами таскать с улицы уголь в котельную школы, тут ничего не написано. Будет написано, буду таскать за дополнительную плату. Не будет, до свидания.

Евсюков внимательно слушал Булышева, а сам думал, что же делать? Он половину села обошёл, но никто за такую зарплату истопником идти в школу не хотел. Работа-то не постоянная, а сезонная: с октября по апрель. Остальное время, что делать. В колхозе проще: там и зимой работу найдут.

Выход подсказал истопник:
- Что ты голову ломаешь, Павел Степанович. Вчера мы с внуком смотрели по телевизору фильм «Тимур и его команда». Поручи доставку угля ко мне в котельную своим пионерам. У тебя же в школе есть пионерская дружина? Есть в штате и пионервожатая? Но только, если это соседская наша Светка, то боюсь, ничего у тебя не выйдет. Как ты её вообще к детям допустил?
- А то ты Никифор Леонтьевич не знаешь?
- Знаю. Ну и что, что она дочь председателя сельсовета. Ей коров бы пасти у меня за огородом, а не с пионерами заниматься.

Сидя в своём кабинете, директор думал:
- А ведь истопник прав. Поручу-ка я это дело своей пионервожатой Бартенковой. Другого выхода нет.
То, как пионервожатая взялась за выполнение задания директора, очень удивило последнего. Такого азарта в работе он за ней давно не наблюдал. А зря: надо бы было присмотреться к её методам работы.

Первым делом Бартенкова зашла после уроков в четвёртый класс, собрала с разрешения учительницы дневники и стала выписывать двоечников. Их в итоге набралось три человека.
- Значит так, сейчас Лёня Попов, Лёва Назаров и Лёша Матрин идут со мной "исправлять" оценки.
Учительница, являющаяся классным руководителем, пыталась возражать, но когда услышала, что ей завтра надо будет прийти в сельсовет, успокоилась и «закрыла глаза» на творимое пионервожатой безобразие.

- Светка, ты что с ума сошла? - возмутился истопник Булышев, - ты кого привела? Ты бы ещё с детского садика привела? Они же все щуплые.
- Они – двоечники, только физический труд может поставить их на путь истинный.
- Ох, Светка, с огнём играешь. Пусть хоть по полведра набирают, а то и меньше.
С последним замечанием пионервожатая согласилась и дала указание «штрафникам» набирать по полведра и переносить небольшую кучу угля, которая образовалась, когда самосвал отъезжал. Сама села невдалеке читать книгу.

Ребята несколько раз сходили в котельную с половинами вёдер, а потом, увидев, что их «начальница» зачиталась, стали набирать полные вёдра. Через час кучка угля «перебралась» в котельную. Все разошлись по своим местам, кроме истопника. Тот сидел, взявшись за голову: ему жаль было мальчиков, такой труд был ещё не для них. Но жаловаться на дочь председателя сельсовета было бесполезно.

На следующий день классный руководитель четвёртого класса утром не обнаружила на первом уроке Лёню Попова. После занятий она пошла к нему домой, но и там его не было, как не было и родителей. Со слов соседей они все находятся в районной больнице. Пришлось ехать туда. Оказалось, что Лёне сделали срочную операцию по удалению грыжи. Что явилось причиной, она догадывалась. Но промолчала. Лёня же родителям так и не сказал, как он вчера таскал вёдра с углём. А когда сказал, мама пошла в школу. Пионервожатой был объявлен по школе выговор, а её папа оплатил все расходы по лечению пострадавшего ученика. Вопрос, казалось, исчерпан.

Однако Лёня после выписки из больницы стал замечать, что на него одноклассники и остальные школьные пионеры стали смотреть «косо». Всему виной была пионервожатая. Она стала рассказывать всем, что у них появился пионер- «Плохиш». Называла при этом фамилию Лёни. Последний терпел, выполняя просьбу своих родителей, простых колхозников, никуда не жаловался. Но в знак протеста из пионеров вышел. Терять-то ему в такой ситуации было нечего. Наоборот приобрёл свободу: в то время как его одноклассники таскали вёдра с углём, он со своей соседкой по парте и по дому Никой сидел в сельской библиотеке и читал книжки про античные Грецию и Рим. Заставить его теперь нести ведро угля могла только мама в свой дом с сарая, но она этого никогда не делала. Тем более после операции.

Работа пионервожатой у Бартенковой была временной. После школы её папа в своё время устроил пионервожатой и «способствовал» поступлению на заочное отделение в университет на исторический факультет. К тому времени она уже училась на последнем курсе.

Закончился учебный год, пролетели летние каникулы.Первого сентября одним из первых уроков у пятиклассников была история Древнего мира. Какое же было их удивление, когда в класс в качестве учителя зашла Светлана Игоревна Бартенкова. Все в буквальном смысле слова полезли под парты. Все они были пионерами, кроме одного, и свою бывшую пионервожатую знали слишком хорошо. Зашедший следом в класс директор школы, представляющий нового учителя, еле уговорил учащихся вылезти из под парт.
- А ту ли ты профессию избрала, Светлана Игоревна? - поинтересовался директор
- Не Вам меня учить. Не я решала кем мне быть, за меня решил мой папа.
- Я понимаю, он учитель истории по профессии. Поменяйся с ним местами. Он у нас работал до избрания в сельсовет. Не плохой, скажу, был учитель. Неужели ты не видишь сама, что педагог из тебя не получается? Зачем мучить себя и детей? Уйди со школы.

Через неделю ушёл со школы, по понятной причине, сам Павел Степанович. Он перешёл в школу соседнего села завучем. А "шоу" под названием «История Древнего мира» у пятиклассников продолжалось. Путая уроки литературы с уроками истории Бартенкова заставляла учеников и учениц учить наизусть легенды Древнего Вавилона, Древнего Египта, Древней Греции. Но особенно её интересовали исторические лица. Кто не мог правильно назвать имя египетского фараона или какого-нибудь другого древнего царя получал сразу же "двойку". Исключением был только Лёня Попов. С детства, со слов мамы, «помешанный» на истории Древнего мира, он не только знал всех этих фараонов и царей, но на удивление учительницы – и их жён.

Отвечал же он на уроках по истории не с особым желанием: всё время перед его глазами стояло то лишнее ведро угля из-за которого он оказался в больнице. Показывать свои отличные знания теперь перед этой учительницей, бывшей «мучительницей, ему не хотелось. Последняя «в долгу не оставалась» и ставила ему «тройки». Продолжалось это до тех пор, пока Лёня «за спиной» учительницы истории с помощью газеты «Пионерская правда» не попал на республиканскую Олимпиаду школьников по истории и не вернулся её победителем. В интервью журналистам пятиклассник рассказал правду о том, откуда у него знания по истории Древнего мира и о том, что его учительница к этому никакого отношения не имеет. Скорее, наоборот.

После того как в сельской школе побывал корреспондент газеты, а позже на её страницах появилась статья «Ведро с углём», в этой школе на одного учителя стало меньше. Пока на место уволившейся Бартенковой не был принят молодой специалист, выпускник истфака Зубов.

На очередных выборах сельчане не доверили Бартенкову пост председателя сельсовета, поскольку он в сельсовет вообще не попал. Что для тех советских времён весьма редкое явление. Пришлось проводить повторные выборы.

В итоге семья Бартенковых из села уехала. Зато в село вернулся на свою должность бывший директор школы Евсюков. Через десять лет он принимал в свои ряды нового учителя истории. Им оказался Леонид Иванович Попов. На вопрос учеников : «Как он стал учителем истории?» всегда отвечал: "Всё началось с ведра с углём".




Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 9
© 02.12.2016 Петр Панасейко

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.


Сообщества