Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Урок русского языка

[Петр Панасейко]   Версия для печати    

В одном из кабинетов городской средней школы в конце мая 1972 года проходил необычный урок русского языка. Необычность его заключалась в том, что на нём присутствовали представители отдела народного образования местного Совета. Проверка была плановая, необходимо было проверить знания учащихся накануне сдачи экзаменов восьмиклассниками по русскому языку. Проверялись все школы, но не все восьмые классы в них. Проверка была выборочной. В данной школе было четыре восьмых классов. В какой из них «нагрянет» проверка, директор школы Семён Денисович Куликов не знал.

Как потом оказалось, «повезло» восьмому «Б». Учительница русского языка Елизавета Антоновна Чернова больше всего боялась именно за этот класс.
Поскольку урок был необычный, то учительница начала урок не со своего выступления, а с опроса по всему школьному курсу русского языка, обратив особое внимание на орфографию, морфологию и синтаксис. То есть на то, что восьмиклассники должны знать, потянув билет на экзамене. Учащиеся и их учительница не могли понять, почему этого нельзя было сделать прямо на экзамене. Но секрет заключался в том, чтобы заранее проверить готовность их к этим самым экзаменам. И принять соответствующие меры. Было понятно, к кому они будут приняты в первую очередь. Как известно, все дети ходили, ходят и будут в дальнейшем ходить в школу для того, чтобы находящиеся там учителя, получающие заработную плату, их научили чему-то. В конкретном случае – свободно владеть русским языком.

На первый вопрос быстро ответила Лида Снегурова:
- С помощью прописных букв выделяются имена собственные. Также они указывают на начало текста или нового предложения. Ну и употребляются при написании аббревиатур, причём не только собственных, но и нарицательных.

Приводить примеры к сказанному посчитали не нужным.
Желающих давать понятия частям речи, начиная с существительного было много. Отвечали правильно. Члены комиссии сидели, слушали и только улыбались: не эти вопросы по русскому языку пришли они проверять.
После того, как Вася Самоделов, немного запутавшись, всё же смог объяснить всем присутствующим, чем отличается причастие от деепричастия, представитель комиссии с разрешения Елизаветы Антоновны задал свой вопрос: «Кто и когда ввёл в русский алфавит букву «Ё» и когда она употребляется?»

Чернова, до этого стоявшая у своего стола, присела молча на стул. К её большому удивлению поднято было только две руки. Одну из них она сразу «отметала» напрочь.

… Месяц назад в 8 класс поступил новенький ученик Серёжа Устюжанин. Его родители переехали из села в город. До этого он обучался в нациоанальной школе на своем родном языке. Однако русский язык был одним из любимых предметов. Попал Серёжа в новый для себя коллектив в тот день, когда учительница русского языка и литературы проводила сочинение по роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Как известно, в национальных школах произведения русских классиков изучались не в полном объёме. Это обстоятельство особо учитывалось и при поступлении в высшие учебные заведения.

Школе, конечно, далековато до вуза, поэтому Чернова разбираться в таких тонкостях не стала и «влепила» Устюжанину за сочинение «двойку». Хотя в своей родной школе он ниже «четвёрки» ни по одному из предметов не получал.

На следующий день состоялось плановое родительское собрание, на котором присутствующая учительница русского языка, не стесняясь в выражениях, чуть было не довела маму Серёжи до инфаркта. Однако мама вступать в дискуссию с учительницей не стала, сказав при этом только два слова: «Вам видней»… .

Как бы там ни было, но из двух, готовых отвечать учеников, она подняла Костю Антонова.
- Кирилл и Мефодий, - не моргнув глазом ответил Костя.
- А зачем? – последовал вопрос.
- Чтобы букв в алфавите было больше.
- А сколько их сейчас?
- Можно я сейчас сосчитаю?
- Считай.

Загибая пальцы, Антонов стал считать. Пропустив букву «Й», с трудом одолев ряд букв «К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т», он "засыпался" на последних буквах алфавита, не зная куда ставить мягкий знак и знак твёрдый. То, что алфавит заканчивается буквой «Я», Костя, к радости учительницы, знал. Он был её «любимчиком», получая на уроках «пятёрку» за «пятёркой». Там он был героем. Но здесь, в присутствии посторонних проверяющих, Костя перестал им быть.
- Отличные знания, ничего не скажешь, - улыбаясь, произнёс член комиссии, задавший вопрос.

Антонов сел на своё место. А Чернова быстро подняла отвечать на поставленный вопрос свою «любимицу» Зою Хрулёву.
- Букву «Ё» ввёл своим указом Пётр Первый,- сообщила всем Зоя.
- Зоя, садись. А ты, Кристина, что нам скажешь?
- Ленин,- отвечала Кристина Нагорнова.

Довольно, Елизавета Антоновна, - обратился к учительнице представитель комиссии. Знания Вы даёте "замечательные". А почему Вы не поднимете ученика, который в самом начале поднимал руку?
- Не могу, он у нас новенький. Всего-лишь месяц. Пришёл из национальной школы. Русский язык даётся ему с трудом.
- Тем более, давайте посмотрим, как учат язык в национальных школах. Поднимите его, пусть ответит на рассматриваемый вопрос.
- Поднимайся, Устюжанин и отвечай, как тебе велят.

Члены комиссии только покачали головой: если до этого учеников учительница поднимала по именам, то здесь прозвучала только фамилия. К тому, же непозволительным тоном. Все замерли.
- Букву «Ё» в русский алфавит предложила ввести в 1783 году на заседании Академии Российской словесности Екатерина Дашкова, - начал отвечать Устюжанин.- Официально же в алфавит буква была введена в 1786 году. Употребление буквы «Ё» обязательно: в книгах, адресованных детям младшего возраста, в учебных текстах для школьников младших классов и для иностранцев, изучающих русский язык. Также желательно её написание для предупреждения неправильного опознания слова и для указания правильного его произношения. Ну, и конечно, в фамилиях.

Выслушав ученика, представитель комиссии задал «провокационный вопрос классу: «Кто мне скажет, в слове «майор» надо обязательно писать букву «Ё», или можно обойтись, как обычно буквой «Е»?».
Чернова вся покраснела, давление, судя по всему подскочило, но помочь своим подопечным она не могла: учеников для ответа поднимала не она. А все поднимающиеся в один голос советовали писать букву «Ё». И только, когда очередь дошла до Серёжи Устюжанина всё стало на свои места: надо писать две буквы «Й» и «О» вместе.

Подводя итог проверки, председатель комиссии сообщил, что в «чёрный свой список» школу заносить пока не будут, что если в школе есть ученики, хорошо знающие правила русского языка, то не всё ещё потеряно.

На прошедшем после инспекторской проверки родительском собрании учительница русского языка и литературы Чернова принесла маме Серёжи Устюжанина публичное извинение. На что та ответила: «Никогда не спешите судить о людях, пока Вы хорошо их не узнаете». Последовала ли этому совету учительница в дальнейшей своей педагогической работе – неизвестно.



Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 6
© 01.12.2016 Петр Панасейко

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.