Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

По святым местам Рязани. Часть 2

[Наталия Владимировна Смольникова]   Версия для печати    
По святым местам Рязани. Часть 2

Итак, мы продолжаем путешествие по святым местам Рязани. Побывав в кремле, отправимся дальше, на этот раз в южную часть города. В прошлом здесь, у Большого Астраханского тракта, жили ямщики, Этот район так и назывался — Ямская слобода.

 

 

Храм в Ямской слободе

 

Сейчас мы с вами на улице Циолковского, где располагается один из красивейших храмов города, Николо-Ямской. Вот и он, нарядный, красный, в стиле позднего классицизма, пятиглавый, с трёхъярусной колокольней.

 

Николо-Ямской храм был построен в 1788 году. Для его возведения использовались материалы закрытой обветшавшей каменной церкви, известной в народе под названием «Никола Мокрый». Оттуда же со всей утварью перенесли иконостас и храмовую икону святителя Николая Чудотворца. Пожертвования на новый Никольский храм внесли рязанские ямщики, которые считали своим покровителем святителя Николая, заботящегося о путешествующих. Ямщики и составили в основном приход храма.

 

В 1822 году здесь появилась колокольня, в 30-40-е годы XIX столетия храм частично перестраивался. Купола грандиозного кирпичного здания были видны издалека, и по всей округе разносился колокольный звон. У церкви бил родник с чистой и вкусной водой.

 

Всё изменилось после прихода к власти советских безбожников. В 1933 году было принято решение закрыть Николо-Ямской храм, но борьба за него продолжалась более года. Храм закрыли в 1935-м, колокола, иконы, церковную утварь реквизировали. Был уничтожен иконостас.

 

Здесь, в святом месте, устроили пивоваренный завод (потом — завод по выпуску пиво-безалкогольной продукции): ведь рядом был родник. Но вода из источника стала постепенно иссякать, а потом исчезла вовсе. Хотели было открыть в здании храма реставрационную мастерскую, но неожиданно вновь забил родник, так что рабочие вынуждены были уйти из сырого помещения. Только ликвидировали мастерские — и вода в источнике исчезла! Планам по сносу здания также не суждено было сбыться. Господь оберегал Свой храм.

 

В обветшавшем, перестроенном виде Николо-Ямская церковь была передана Рязанской епархии осенью 1996 года. Но уже 4 декабря того же года храм освятили. Началось его восстановление. В 2004 году на колокольню торжественно были подняты колокола, причём самой большой из них, отлитый на Урале, с иконой святителя Николая, весит 6 тонн.

 

Сегодня Николо-Ямской храм, получивший статус подворья Иоанно-Богословского мужского монастыря, радует своим благолепием. Восхищают искусный нарядный иконостас, а в нём — образ Спаса Нерукотворного, а также почитаемая в здешнем крае Муромская икона Божией Матери. В храме множество святынь: резное скульптурное изображение покровителя храма святителя Николая, большие образы Божией Матери «Державная» и «Покрова Пресвятой Богородицы», иконы святителей Спиридона Тримифунтского и Луки Крымского с частицами их мощей, святителя Григория Неокесарийского и равноапостольной Марии Магдалины с частью её мощей.

 

Конечно, не почувствуешь в полной мере атмосферу храма вне богослужения. Мне посчастливилось побывать здесь на литургии в праздник Рождества Иоанна Предтечи. Хотя это был будний день, молящихся собралось множество. Всё оказалось настоящим праздником: и благоговейное пение хора, и сосредоточенная общая молитва, и проникновенная проповедь священника. А потом — поздравление с 70-летием одной из прихожанок. Батюшка лично запевает «Многая лета» (народ подхватывает) и сердечно желает имениннице встретить вдвое больший юбилей. Та, не растерявшись, отвечает: «Только в храме». Все довольны, и даже мы, приезжие москвичи, чувствуем себя как дома. Вот такая замечательная картинка из жизни прихода.

 

Наверняка, «согревается» сегодняшний Николо-Ямской храм молитвами любимой православными святой блаженной Любови Рязанской, ведь её мощи почивают здесь на левом клиросе. В народе эту Божию угодницу называют просто — «Любушка».

 

 

Любушка блаженная

 

Если первосвятителя Василия Рязанского можно считать святым хозяином города, то Любушка, несомненно, — святая хозяйка Рязани. И если Вы оказались в городе, спешите на улицу Циолковского, чтобы поклониться её мощам.

 

С последних десятилетий XIX столетия вплоть до середины 1920-х годов Любушка была для рязанцев заботливой помощницей, молитвенницей, пророчицей, напоминавшей о Боге и Церкви, о силе веры. В то время социальных потрясений, угасания веры, а потом и явного наступления государства на Церковь воздвигались Богом блаженные, Христа ради добровольно отказывавшиеся от общепринятого образа жизни, представлявшиеся окружающим как бы лишёнными рассудка. Но духовным подвигом стяжавшие смирение, кротость, терпение и своими молитвами оберегавшие целые города. В Санкт-Петербурге подвизалась блаженная Матронушка-босоножка, в Томске — блаженная Домна Карповна, в Царицыне (нынешнем Волгограде) — блаженная Марфа, в Воронеже — блаженная Феоктиста… А в Рязани жила Любовь Семёновна Сухановская (Любушка).

 

Родилась она в семье небогатого пронского помещика в 1852 году. Потеряв отца-кормильца, Сухановские жили едва сводя концы с концами. Но жили благочестиво. А юная Любушка мужественно несла в течение пятнадцати лет свой крест болезни, расслабления тела, так что не могла она ни ходить, ни стоять на ногах.

 

Однако пришло время чудесного исцеления: явился Любушке святитель и чудотворец Николай, которого она особо почитала, велел стать на ноги и ходить. И не просто ходить — принять на себя подвиг юродства Христа ради. Так началась таинственная, сокровенная духовная жизнь рязанской блаженной. Несколько лет она несла необычный подвиг затвора в доме. А потом вышла к людям, с молитвой, заботой, вниманием, помощью, добрым советом и иносказательным пророчеством грядущих событий.

 

Купцы зазывали Любушку зайти в их лавки и даже не препятствовали взять что-нибудь просто так — напротив, тогда успех в торговле на день был обеспечен. Нищие знали, что она поделится с ними всем, что у неё было. Блаженную приглашали на свадьбы, чтобы молодые были счастливы. Её спрашивали о будущем. Но Любушка, велением Божиим, иносказательно (а иногда и прямо) прорицала и без всяких просьб: очевидно, чтобы человек был готов к испытаниям на жизненном пути и принятию воли Божией о себе.

 

Со всеми Любушка была доброй и ласковой. Эта сияющая доброта запечатлелась и на сохранившейся прижизненной фотографии блаженной. Говорят, что с её лица почти не сходила улыбка. Носила Любушка цветные платья, а на голове — голубой или чаще розовый платок. Она любила ликующий розовый цвет и всем своим видом радостно свидетельствовала о Христе. Да, в стране революция, разруха, голод, страдания, а в сердцах людей — неизвестность и страх будущего. Но со Христом, свидетельствовала своим подвигом Любушка, человек может перенести всё и обрести подлинное счастье.

 

Она отошла ко Господу 21 февраля 1920 года. Несмотря на тяжёлое время гражданской войны, на похороны собралось так много людей, что местные власти, опасаясь беспорядков, призвали для охраны милицию. Всенародная любовь к блаженной, как ни странно, стала откровением для сестры почившей, Ольги, которая при жизни не понимала Любушкиного подвига. Похоронили угодницу Божию в гробе, обитом розовой тканью, — это была её просьба. Радость земной жизни в хождении пред Богом должна была смениться радостью встречи с Создателем на Небесах.

 

Сколько людей были облагодетельствованы блаженной при жизни! И скольким она помогла уже по смерти! Шли люди на её могилу на Скорбященском кладбище, и чудесным образом разрешались их проблемы, совершались удивительные исцеления. 12 января 1987 года блаженную Любовь причислили к Собору Рязанских святых как местночтимую святую. Сначала на её могиле устроили часовню, а потом, 23 июня 1998 года, мощи святой блаженной Любови Рязанской были перенесены в Николо-Ямской храм. Почивают они там в раке, отделанной внутри розовой тканью.

 

 

По Любушкиным местам

 

Часть мощей святой блаженной Любови осталась в часовне, сооружённой на её могиле в 1992 году усердием тогдашнего наместника Иоанно-Богословского монастыря архимандрита Авеля (Македонова). Сюда и ныне приходят люди, чтобы помолиться замечательной рязанской угоднице.

 

Скорбященское кладбище — в пятнадцати минутах ходьбы от Николо-Ямского храма. Идём на юг, переходим железнодорожные пути. Вдалеке видны купола кладбищенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А Любушкина часовня — слева от храма, в нескольких шагах от главного входа. Яркая, нарядная, конечно же, розового цвета (см. фото). На фасаде с разных сторон изображены святитель Николай, блаженная Ксения и, разумеется, сама Любушка. Сверху — Покров Божией Матери. Необычна эта картина — розовая часовня среди тёмных могильных плит и памятников. Любушка и здесь проповедует о Боге, утверждая победу жизни во Христе над смертью, и о цветущем Небесном граде, в котором ныне жительствует. И призывает не унывать — но радоваться и уповать на великую Божию милость.

 

Побываем мы и в ещё одном месте, связанном с именем блаженной Любови Рязанской. Для этого нам придётся вернуться в центр города, в окрестности кремля. Сейчас мы на тихой рязанской улочке под характерным названием — Затинная. Трудно поверить, что в нескольких десятках метров отсюда — современный центр Рязани. Здесь, на Затинной, нет ни спешки, ни мчащихся машин. Старые деревянные дома, буйно цветущий просвирник и кусты тигровых лилий создают атмосферу уютной провинции.

 

На Затинной, в доме №646, с 1903 года и до самой своей смерти Любушка жила вместе с матерью и сестрой. На этой же улице находится старинная Входоиерусалимская церковь, прихожанами которой были Сухановские. Рядом стоял дом их духовного отца, клирика храма Иоанна Добротворского.

 

Кирпичная пятиглавая шатровая Входоиерусалимская церковь была построена в 1680 году на месте сгоревшего деревянного храма. Улица, на которой она располагалась, получила название Иерусалимской, а позже была присоединена к Затинной.

 

Храм был открыт до 1935 года. Потом здесь какое-то время находился склад для хранения зерна, затем — артель по производству мебели и подсобные помещения мебельной фирмы «Ока». В 1992 году Входоиерусалимский храм передали Церкви, началась его реставрация.

 

В восстановленном храме очень уютно, есть примечательные иконы — святителя Спиридона Тримифунтского, преподобного Симеона Мироточивого и, конечно, блаженной Любови Рязанской с частью её мощей. А ещё есть здесь образ местночтимого святого праведного Софрония Ибердского (1825-1914) с частицей мощей. Об этом замечательном святом, уроженце Сапожковского уезда Рязанской губернии, хочется рассказать отдельно.


 

«…Тысячи душ спасутся около тебя»

 

Приходившим к нему за советом праведный Софроний повторял наставление преподобного Серафима Саровского: «Радость моя! Стяжи дух мирный, и не только ты, а тысячи душ спасутся около тебя». С преподобным он однажды встретился, будучи ещё ребёнком: родители решили свозить боголюбивого сына к знаменитому саровскому подвижнику. Тот пригласил мальчика в келью и беседовал с ним, и впечатления от встречи у Софрония остались навсегда. А в жизни своей он по-настоящему воплотил столь любимое им наставление преподобного Серафима,

 

С детства тяготея к уединению, Софроний по родительскому благословению женился. Но тяга к отшельничеству у него осталась, и через несколько лет, получив согласие супруги, он ушёл из своего села. Нашёл пустынное место на берегу реки Ибердь, устроил себе землянку и начал новую жизнь, в уединении и молитве.

 

Через некоторое время слух об отшельнике разнёсся по округе, и, опасаясь людской славы, Софроний исчез с этого места на три года. А потом возвратился и начал обустраивать, по Божественному указанию, обитель. По разрешению начальства, близ сельца Щурова Ряжского уезда поставили часовню, при ней — богадельню для сирот. Построили и в 1892 году освятили храм во имя Александра Невского. Всеми работами руководил Софроний, по-прежнему живший в землянке. Богадельня впоследствии стала женской общиной, а в 1907 году — женским общежительным монастырём «Александро-Невский».

 

К старцу Софронию стекались за советом и помощью многочисленные богомольцы, ведь он стяжал дары прозорливости, молитвенной помощи и исцеления. Не принимая монашества, он тем не менее всё оставил ради Христа и подвизался так строго, что после его смерти на усопшем обнаружили вериги, буквально вросшие в тело. Праведный старец предсказал и дальнейшую судьбу монастыря.

 

После Октябрьского переворота 1917 года Александро-Невская обитель была закрыта и полностью разрушена. Но не исчезла память о её основателе, на его могилу и к выкопанному им колодцу по-прежнему приходили люди и чудесно исцелялись. А потом наступило отрадное время: в 1998 году Александро-Невский храм был заново построен на прежнем фундаменте, а 7 февраля 2000 года прославлен в лике святых праведный Софроний Ибердский. От его мощей сейчас происходят многочисленные исцеления, по его молитвенному предстательству пред Господом разрешаются житейские проблемы. Сюда, в окружённую лесом обитель в полутораста километрах от Рязани, стремятся многочисленные паломники. Так, по завету преподобного Серафима, один, стяжавший мирный дух, и по смерти ведёт к спасению тысячи людей.

 




Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 16
© 30.11.2016 Наталия Владимировна Смольникова

Рубрика произведения: Проза -> Очерк
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 1 автор




1 2 3 4 > >>












© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.


Сообщества