Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Тюрьма народов

[Геннадий Ибраев]   Версия для печати    


Откуда возникло это выражение, которое стали применять по случаю и без повода, лишь подчеркнуть положение России, и указать как империю зла.

Среди всевозможных исторических документов, неприметна книга доктора Вейде, иллюстрирующая политическую жизнь королевского прусского двора, она публикует интересный документ – публикация 7 июля 1802 года свидетельствующая о ссылке в сибирские рудники «закоренелых» и «неисправимых» прусских преступников на основании соглашения между императорским русским и королевским прусским дворами.

Этот документ приводится целиком в переводе редакции газеты «День» за 1913 год:
«Для охраны и обеспечения собственности всех верноподанных против дерзких покушений закоренелых злодеев его величеством коpoлем прусским принимались самые разнообразные меры.

Но опыт показал, что суровые наказания не достигают цели, так как при всей осторожности властей многим преступникам удается совершать побеги из тюрем и держать в постоянном страхе все мирное население. Жажда свободы так велика у этих отверженцев, что от побегов их не удерживает даже опасность присуждения к пожизненным каторжным работам.

Вследствие сего его величество решил содержащихся в местах заключении неисправимых воров, разбойников и поджигателей ссылать в какую - либо отдаленную часть света, где бы они исполняли тяжелый каторжный труд без способа выбрать себе свободу.

Своеобразно с этим состоялось с русским императорским двором соглашение, в силу которого таковые преступники отныне будут ссылаться в отдаленные места Сибири.

Первая партия таких ссыльных 17-го июня сего (1802) года в количестве 85 самых закоренелых из них прибыла в г. Нарву, где они сданы императорскому русскому коменданту для отправки в Сибирь.

Его величество Король Прусский и впредь намерен делать подобные распоряжения об удалении таковых преступников для ограждения собственности и жизни благонамеренных граждан и для общего предупреждения.

Настоящую публикацию расклеить на публичных зданиях, а также повелено напечатать ее во всех газетах, для всеобщего успокоения. Берлин. 7 июля 1802 г. Но особому всемилостивейшему повелению его величества короля прусского: граф фон-Туленбург, фон-Гольбек».

Если мы наведем маленькую справку по данному вопросу то: в «Журнале Министерства юстиции» за 1898 г. были напечатаны «Исторические материалы» сенатора гр. К. Решинского и среди них – «Сибирь, как ссылочная колония Пруссии».

Из этих материалов видно, что еще в начале 19 столетия гр. Ростопчин сообщил генерал-прокурору Н.Х.Обельянинову о ноте посланника гр. Де-Люзи и письме:

«Нижеподписавшийся (т.е. гр. Растопчин), доводя до сведения Государя Императора о содержании ноты, сообщенной гр. де-Люзи, от 17 января с.г. имеет честь ответствовать, что его императорское величество, пользуясь удовольствием представляющимся ему случаем дать его прусскому величеству доказательство своей дружбы и внимания к тому, что ему может и быть вполне приятно, сoгласен с предложенным им учреждением насчет преступников, содержавшихся в прусских владениях и осужденных на вечное заключение, и что губернатор будет снабжен предписаниями, необходимыми для принятия сих преступников согласно именному их списку, который гр. де – Люзи, сообщил в свое время министру его императорского величества, - для дальнейшего отправления их в Сибирь.
26 января 1801 г.»
(т.е. за полтора года до прусской публикации).

Ставя этим актом соглашения Сибирь по отношению к Пруссии в положение немецкой тюрьмы, государственные мудрецы того времени, этим самым возлагали на русскую администрацию и полицию немало хлопот и трудов как по переселению, так и определению свойств преступных деяний изгнанных пруссаков, ибо от сего зависит степень наказуемости.

Было бы любопытно знать, нормами какого законодательства руководствовались при этом государственные мужи, налагая на ссыльных соответствующее наказание? Русского или германского? И в том или ином случае они действовали абсурдно с точки зрения юридической.

С точки же зрения нравственной - нечестно и вовсе «не патриотично делать свою родину местом ссылки хотя бы и дружественной Пруссии, делать Сибирь – тюрьмой, а всю страну Россию этапом для неисправимых немецких воров и грабителей, или просто недовольных действующей монархии.

Морозы и отсутствие путей сообщения, отдаленность от населенных городских поселений делало Сибирь идеальным местом, поистине «тюрьмой без стен», для отбывания наказаний политических преступников.

Образ России как «тюрьмы народов», был введен маркизом Астольф де Кюстин, который по приглашению императора Николая I, посетил Россию в 1839 году, этот образ найденный автором, благодаря частому повторению и цитированию, вошёл в русский язык в качестве афоризма.

Николая I (имея в виду его статус «европейского жандарма» ) Астольф де Кюстин назвал «тюремщиком одной трети земного шара», напомнив о незавидном положении всех народов, находящихся под властью российского императора, об отсутствии в России гражданского общества (и просто независимого общественного мнения), способного противостоять воле монарха, который по своей необъятной власти почти равен азиатскому владыке.

Астольф де Кюстин: «Сколь ни необъятна эта империя, она не что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора».

В. И. Ленин для выражения «тюрьма народов» сделал упор на угнетении нерусских народов в России. (К вопросу о национальной политике).

Первую партию таких составили декабристы, после декабрьских событий 1925 года.

Первую европейскую революцию 1830 года, когда парижане свергли короля Карла Х, Николай 1 возглавлявший тогда Россию встретил враждебно.

"Зло непоправимо, - писал он своему брату великому князю Константину, наместнику в Польше, в августе 1830 г., - мы не можем и не должны его исправлять. Наша обязанность, - думать о своей безопасности. Когда я говорю "наша", - я подразумеваю спокойствие Европы".

Революция стронула Европу последовали волнения в Бельгии, Италии, Польша где были затронута честь государя актом о детронизации. Заручившись поддержкой Австрией и Пруссией он подавил восстание в Варшаве 1831г.

Тем временем революционные события с поразительной быстротой преодолевали границы Франции. Восстания распространились на Пруссию, Австрию, Венгрию, Италию, Дунайские княжества.

В марте 1848 г. начались восстания в Молдавии и Валахии, направленные против власти господарей, боярства и политики султана. В июне того же года в Молдавию с одобрения турецких сановников были введены русские войска, а в сентябре турецкая армия вошла в Бухарест.

Балто-Лиманская конвенция, подписанная между Россией и Турцией в апреле 1849 г., усилила зависимость княжеств от власти султана, что в дальнейшем осложнило обстановку на Балканах. Последний этап революций в Европе пришелся на весну и лето 1849 г.

Его отличительной особенностью было перемещение центра революции в Венгрию, где повстанцы победили еще в марте 1848 г.

Успехи восставших побудили 19-летнего императора Австрии - Франца-Иосифа обратиться за помощью к царю. Николай I долгое время не придавал серьезного значения событиям в Венгрии.

Вся сложность ситуации стала понятна Петербургу лишь весной 1849 г., после разгрома австрийской армии и обращения венского кабинета к императору России за поддержкой. Николай ее обещал.

В мае 1849 г., одновременно с признанием императором России Французской республики, царь издал манифест о движении армии в Венгрию.

В нем отмечалось, что русские войска направляются туда не только ради спасения Габсбургской империи, но и в целях сокрушения революционных сил, представлявших угрозу российскому самодержавию.

"Не одна помощь Австрии для укрощения внутреннего мятежа и по ее призыву меня к тому побуждает, - писал Николай Паскевичу 13(25) апреля 1849 г., - чувство и долг защиты спокойствия Богом вверенной мне России меня вызывают на бой, ибо в венгерском мятеже явственно видны усилия общего заговора против всего священного и в особенности против России".

Западные державы не препятствовали царской интервенции. На сообщение посла России в Лондоне Бруннова о намерении Николая I выступить против Венгрии фельдмаршал Веллингтон заметил: "Кончайте, только поскорее".

Не менее благосклонно отнесся к акции Николая I президент Франции Луи Бонапарт, заинтересованный в сохранении сильной Австрии как противовеса Пруссии. Позиция стороннего наблюдателя, занятая европейскими правительствами, облегчила задачу подавления венгерской революции.

Последнее варшавское восстание в Польше приходится уже в 1863-1864 гг..
К сентябрю 1864 г. Варшавское восстание было жестоко подавлено, только отдельные отряды продержались до начала 1865.

Российское правительство показало всю степень жестокости царского режима. Сотни поляков были казнены, тысячи высланы, по проторенному уже декабристами этапу, в Сибирь или отданы в армию.

С венгерского восстания 1848 г. были ли ссыльные в Сибирь? Можно только предполагать, доступная история умалчивает, но многочисленные поселения народов восточной Европы к началу 19 века, подтверждает, что политические ссылки имели место.

Ссылка, тяжелым бременем лежавшая на России, была отменена только 1 июля 1900 г. Стоимость пересылки одного осужденного равнялась 110 рублей. Последние официальные данные, за 10 лет с 1887 г. по 1896 г. показывают что было сослано свыше 160 тысяч человек.

Из «Русского архива» достоверно известно, что каторжные ссыльные находились в кандалах, и даже на месте работ были прикованы к «рабочему месту».

Угрюмая природа, борьба с тайгой, медведем и лихим человеком; озлобляющее душу неправосудие властей, творивших в старинные года все, что хотели в подвластном им далеком крае, наконец, постоянное пополнение коренного населения приливом подневольных засельников - ссыльных, с тоской вспоминающих о родине, клянущих эту страну, власти, край изгнания, и завещающих эту нелюбовь своим детям, - наложило угрюмую память на поколенья.

Но самая закрытая тема - тюремной России - это церковные тюрьмы. Маленькая короткая информация о тюрьме в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре в письме Л. Н. Толстого.

Л.Н. Толстой в письме Пругавину (исследователь старообрядчества и сектантства) писал: - «Я давно знаю Суздальскую тюрьму. Мне удалось содействовать освобождению оттуда трех старообрядческих архиереев, взятых в Турции»…

Так что выражения: «Жандарм Европы» и «Тюрьма народов» - это выражения синонимы, отражающие политические функции царской власти, как к своему народу, так и народам вассалам царского трона.



Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество просмотров: 14
© 30.11.2016 Геннадий Ибраев

Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Оценки: отлично 0, интересно 1, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 3 автора




<< < 1 2 3 4 5 6 7 8 > >>





Рудольф Сергеев       30.11.2016   21:43:16
Отзыв:   положительный

Ну что вы хотите, эпоха! И церковь никак не могла оставаться в стороне от такого "богоугодного" дела. Известно, что даже для Льва Толстого была уже приготовлена специальня келья на Соловках для пожизненного заточения, правда, в последний момент передумали представив, какой шум поднимется по всему миру. Не решилсь даже предать его анафеме, только осуждение. Но тем не менее, и это подняло целую бурю. После 17 у неё уже не было ни стороннков, ни защитников ни даже сочувствующих.
Как в Москве первопрестольной
Наземь падал весь народ
Перед каждой колокольней…
Где работал пулемет
В. Гиляровский, 1905г.
Московские церкви с благословения и согласия батюшек широко использовались как наблюдательные и огневые точки при подавлении выступлений, что категорически «божьим храмам» противопоказано.
А причину оного благоугодного делания прекрасно выразил московский оберполицмейстер Трепов, заявивший: «Религиозное воспитание должно быть дополнением к воздействию на рабочих вооружённой силой». По всему миру стал известен девиз-рефрен Трепова: «Патронов не жалеть!».







© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.


Сообщества