Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Сюрприз для учительницы

[Петр Панасейко]   Версия для печати    

Последний урок в 10 классе закончился, но никто, как обычно, по домам не расходился: в этот день по плану был намечен классный час на тему: «Моя будущая профессия – учитель». Классный руководитель Надежда Ивановна зашла к своим подшефным, как только прозвенел звонок. Отпустив учителя физики, она обратилась к классу:
- Ребята, что-то долго нет наших девчонок, как нет и того, за кем они пошли. Но срывать именно этот классный час или переносить его на другой день мы не можем: в учительской уже сидит представитель районного отдела народного образования. Как вы все знаете, по их предложению в 10 классах средних сельских школ нашего района проводится классный час на указанную тему. Давайте сделаем перерыв, а ты Света, как староста класса, сходи и поторопи своих одноклассниц. Если разумеется, с Иваном Николаевичем всё в порядке: как – никак возраст.

Иван Николаевич Богданов в родной сельской школе проработал всю жизнь, делая четырёхлетний перерыв только в годы войны, на заслуженный отдых ушёл в юбилейном году, когда вся страна отмечала 25-летие Победы. Когда постучали в дверь, он лежал в постели и держал в руках отрывной календарь. На листке значилась среда, 13 апреля 1972 года, и его рукой написано: «В 13 час. 10 минут в школу на классный час. Приглашает 10 класс рассказать о профессии учителя». Всю неделю бывший учитель истории готовился к походу в школу, тщательно отбирая примеры из своей педагогической деятельности. А она была весьма богата.
- Войдите, кто там? Дверь не на замке, - как можно громко произнёс Иван Николаевич. Сделать это ему удалось с трудом: с утра стало что-то нездоровиться, поднялась температура. Поскольку его жена уехала в город к внукам и вернуться должна была только к вечеру, он решил до вечера отлежаться, но как сообщить в школу? И тут послышался спасительный стук в дверь.

В комнату вошли Валя и Вера, которым учитель истории, насколько он помнил, отметки ниже пятёрки никогда не ставил. И очень надеялся, что они продолжат его дело.
- Иван Николаевич, мы за Вами, - в один голос проговорили девчонки. – Вы не забыли?
- Нет, не забыл, - последовал ответ.
По выражению лица учителя и голосу стало понятно: их любимый бывший учитель заболел.
- Я, к сожалению,чувствую себя плохо, но, надеюсь, с вашей помощью до школы дойду.
Поднявшись в полный рост с постели, он успел сделать только три шага и упал на пол, потеряв сознание. Ни о каком выступлении на классном часе, понятное дело, речи не было. Когда в дом вошла соседка, которую позвали ученицы, Иван Николаевич уже пришёл в себя. Фронтовые раны его в последнее время часто беспокоили. Оставив больного с соседкой, одноклассницы побежали обратно в школу, где был телефон, чтобы позвонить в больницу и доложить учительнице о том, что случилось.

На обратном пути, во дворе школы, им встретилась староста класса.
- Не поняла, а где Иван Николаевич?
- Его не будет, он заболел.
- И что мы теперь скажем Надежде Ивановне?

За беседой одноклассниц внимательно наблюдал с салона своего автомобиля мужчина, на вид лет тридцати. Когда они на мгновение затихли, не зная, видимо, что им делать дальше, мужчина обратился к ним:
- Девчонки, скажите, пожалуйста, Надежда Ивановна - это ваша учительница?
- Да, - за всех ответила староста Света.
- А можно узнать её фамилию?
- Кириллина.
Услышав знакомую фамилию, незнакомец задумался.
- Неужели это она, Надя Кириллина, школьная первая любовь. Да нет, не может быть, просто совпадение. Прошло ведь много лет, - мысли бессистемно носились в его голове.
И пока они носились, Вера и Валя уже поднимались по школьным ступенькам, осталась одна Света.
- Вы замолчали, Вам плохо?- спросила она.
- Присядь, Света, и расскажи, что у Вас случилось, и почему вам нечего будет сказать Надежде Ивановне? Меня зовут Денис Егорович.

Выслушав школьницу и вникнув в суть проблемы, Денис Егорович успокоил собеседницу:
- А знаешь, Света, я, кажется, смогу вам всем помочь.
- Каким образом?
Тут он достал из внутреннего кармана два документа. Раскрыл их.
- Читай.
-«Директор средней школы …» - понятно, а здесь... - «Кандидат педагогических наук…». Денис Егорович, Вы действительно хотите нам помочь?
- Я хочу помочь вашей Надежде Ивановне.
- Вы её знаете?
- Кажется, знаю.

А в это время в 10 классе представитель районо воспитывала классного руководителя.
- И ты туда же, Надежда Ивановна? Что у вас один только Иван Николаевич заслуженный учитель? Нельзя было перестраховаться?
В классе после этих слов установилась такая тишина, что было слышно, как две мухи, сидевшие на потолке и слышавшие гнев чиновницы от образования, убрались восвояси.

Не услышав ответа от Надежды Ивановны, вышестоящая начальница хотела продолжить монолог в том же духе, но в это время отворилась дверь и на пороге появилась староста класса. Класс дружно загудел. Свету одноклассники не случайно избрали старостой класса: за словом она в карман не лезет. Как и подобает старосте, Света уверенным шагом подошла к доске, взяла в руки мел и очень быстро написала: "Классный час на тему: " Моя будущая профессия – учитель". Докладчик – Денис Егорович Рябцев». Надежда Ивановна смотрела на доску, смотрела, а потом не выдержала:
- Света, ты что? Какой Ряб…,- продолжить ей не позволило неожиданно нахлынувшее на неё воспоминание: этот же кабинет, последняя парта у окна, а за ней ученики 10 класса Надя Кириллина и Денис Рябцев, но только было это пятнадцать лет назад.

Не отвечая учительнице, Света, вытерев руки от мела, подошла к двери, открыла её и громко сказала: «Денис Егорович, заходите, мы все Вас с нетерпением ждём. Вам слово. Тему нашего классного часа Вы знаете".

-Дорогие ребята, я также как и вы был десятиклассником, сидел вон на той задней парте у окна, - начал свой разговор Рябцев.
- А с кем Вы сидели за партой?
- Об этом я скажу в конце своего выступления.
- Согласны.
- У нас тоже были классные часы, посвящённые будущей профессии. Скажу сразу, я мечтал быть лётчиком, но судьба так распорядилась, что в итоге я стал школьным учителем. После школы я был призван в Армию. После службы заехал домой к другу, с которым вместе служили, это очень далеко отсюда. И вот эта поездка и сыграла решающую роль в выборе моей профессии учителя. Отец друга был учителем, преподавал в школе русский язык и литературу. Как и ваш Богданов, он проработал в школе, как говорится, «от звонка до звонка». Так здорово рассказывал о своей профессии, что мы с другом, не сговариваясь, решили: будем учителями. Решили и ими стали. Окончили университет. Сами попросили дать направление в сельскую школу, где и работаем по сей день: я директором школы, а друг – моим заместителем. Оба защитили кандидатскую диссертацию. Как видим, ребята, учителями не рождаются – ими становятся. А теперь давайте в целом поговорим о профессии учителя. Задавайте вопросы, а я буду на них, по мере возможности, отвечать.

Не успел докладчик закончить свою речь, как в классе взметнулся лес рук. Денис Егорович отвечал на вопросы одноклассников, превысив регламент. Надежда Ивановна сидела грустная. И было от чего.

...Все письма, которые вначале приходили с Армии от Дениса, её мама прятала, договорившись на почте с почтальоном отдавать письма дочери лично ей. У неё в качестве жениха была совсем другая кандидатура: сын председателя колхоза Василий Сорокин. Колхоз им обоим дал соответствующее направление на обучение в педагогический институт. На третьем курсе Надя официально вышла замуж за Василия. Молодыми специалистами они вернулись в родное село и поступили работать учителями в школу. Когда сын учился во втором классе, муж уехал на республиканское совещание учителей, да так там и остался, познакомившись с какой-то актрисой. Надя измены простить не смогла и подала на развод... .

Вопросы, казалось, десятиклассники готовы были задавать до утра, как и получать на них ответы, но вмешалась представитель РОНО:
- Подведём итоги. Кто из вас, ребята, после школы готов поступать в педагогический институт?
Готовы были половина класса.
- Я очень рада, - подвела итог голосования чиновница, - сдавайте экзамены, приезжайте в район к нам за направлениями. Но их получат только те, кто хорошо учится. Есть ко мне вопросы?
- К Вам вопросов нет, - поднялась с места староста Света, - у нас есть вопрос к Денису Егоровичу: с кем же Вы всё-таки сидели в 10 классе на последней парте у окна? Кстати, она сегодня свободная.

Вместо ответа Рябцев подошёл к Надежде Ивановне, взял её за руку и повёл на свободную последнюю парту. Картина в классе была точно такая же, как в финале пьесы Николая Гоголя «Ревизор». О том, что нечто подобное может произойти, знала только одна староста класса, да Денис Егорович, который только к 35 годам нашёл ту, которую искал.
- Надежда Ивановна, скажите нам что-нибудь, - умоляюще попросила староста.
- Спасибо, Света! Спасибо, ребята! Я такого сюрприза за свои 35 лет ещё не получала.







Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 5
Количество отзывов: 2
Количество просмотров: 22
© 29.11.2016 Петр Панасейко

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ
Оценки: отлично 0, интересно 1, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 1 автор





катя иванова       29.11.2016   19:11:20
Отзыв:   положительный

хорошие у вас рассказы. прочитала несколько. приглашаю в гости на страничку.
Петр Панасейко       29.11.2016   19:24:28

Спасибо! Буду заходить на Вашу страничку. Я включал Вас в избранные.







© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.