Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Поколение без перспектив

[Игорь Рудой]   Версия для печати    
Поколение без перспектив

Политический заказ на формирование "российской нации" внес оживление в ряды социологов. После наскучивших опросов о настроениях россиян в кризис появилась санкционированная возможность обратиться к вечному и изучать, кто мы такие. Институт социологии РАН презентовал готовившееся несколько лет совместное исследование российско-китайской группы ученых о ценностях молодежи двух стран и лелеемых ими мечтах. Тут-то и выяснилось сенсационное: оказывается, мы похожи на китайцев.
 И в России, и в Китае молодежь больше привержена индивидуализму и больше интересуется инновациями, чем представители старших поколений. Но при этом в обеих странах молодые люди явственно выступают за солидарное общество и сильное государство. Кроме того, и у российской, и у китайской молодежи сильно выражено чувство национальной идентичности, связанное с гражданственностью. Можно сказать, что молодые люди обладают развитым национальным самосознанием.

Результаты исследования между тем неумолимо настаивали: мы не европейцы. Этот пункт, похоже, должен был стать отправным в поиске идентичности российской нации. Он подтверждался тем фактом, что 48 процентов молодых россиян признаются в отсутствии близости с общностью "европейцы" и только 18 процентов юношей и девушек, по собственным словам, ее ощущают. "Причем — как поясняют авторы исследования,— этот показатель намного выше, чем остальные отрицательные идентичности". (Замечу, однако, что предложить юным россиянам назвать себя "китайцами" никто не решился — все остальные, помимо "европейцев", варианты ответа на вопрос о самоидентификации были построены на единстве вероисповедания, малой родины, профессии и проч.) Удалось выяснить, что мечты российской молодежи о лучшем будущем для страны уже не связаны однозначно с западным вектором. Более половины опрошенных  молодых людей признались, что не поддерживают западный путь развития. У них силен запрос на "особый путь", специфически российский.
Это открытие сопровождает удивительная закономерность: чем более образован молодой человек, тем меньше он верит, что западный путь развития в России вообще возможен.

Факт, противоречащий обывательской интуиции, тут же породил объяснительные гипотезы. По мысли авторов исследования, многие знания приносят многие печали: если необразованные слои ассоциируют "западные ценности" с обществом потребления и считают, что его в России можно развить и усовершенствовать, то образованные уже что-то понимают про институты и нормы общественной жизни, которые сформировали "западный путь" и которые сложно привить современной России. Легко заметить, что в этом случае выбор "особого пути" происходит не от осознания своей силы, а скорее от осознания бессилия после всех неудач, постигших страну на пути встраивания в европейский мир с 1991 года. Молодое поколение, ровесники "новой России", волей-неволей оказывается, если следовать такой интерпретации, жертвой очередного социального эксперимента, научившего, что "на Запад" ходить опасно.

Россияне, как китайцы,— за сильное государство и солидарное общество, но дальше деклараций у российской молодежи эти настроения не простираются. Да, в целом наши юноши и девушки за справедливость, солидарность и прочее, но при этом всерьез не занимаются ничем таким, что бы способствовало построению социального и справедливого общества. Как признались авторы исследования, для молодежи особенно ценны индивидуализм и самореализация, которые влекут за собой почти полную деполитизацию и отстранение от общих проблем. И уж совсем печальное открытие: молодые люди вовсе не собираются жертвовать собой, чтобы построить сильное государство. Более того, они вообще не слишком заинтересованы включаться в эту "великую стройку". "Важным и несколько неожиданным результатом исследований является тот факт,— значится в резюме российско-китайского труда,— что почти половина городской молодежи склоняется к экстенсивному использованию страной имеющихся природных ресурсов — пути, который может принести краткосрочный результат, но в долгосрочной перспективе не обеспечивает ей стратегических преимуществ..."

Проще говоря, образованная городская российская молодежь считает, что она должна самореализовываться и искать счастья, а страна — развиваться по инерции, как-нибудь не за счет людей (потенциально — молодежи), а за счет нефти. И вот как раз это будет очень справедливо. Замечу, что в таком мироощущении молодых людей тоже видны последствия социальных экспериментов — только уже не 1991 года, а всего советского времени. "Прежде думать о Родине, а потом о себе" несколько наскучило еще бабушкам и дедушкам современных 18-30-летних. Таким образом, социологи, желая показать "особость" российского вектора развития, вдруг продемонстрировали, что "особость пути" в интерпретациях молодежи очень похожа на потерю всякого пути вообще. Ни на Запад, ни на Восток, ни назад, ни вперед, а в головах — эклектика из наскоро выученных исторических уроков.

По сумме имеющихся выводов российская молодежь с трудом претендует на роль авангарда модернизации, рожденного, чтоб сказку сделать былью. Ряд исследователей из-за этого настаивает, что "молодежи" в России нет в принципе — ни как отдельной социальной группы со своими ценностями, ни как прорывного поколения, предъявляющего новые запросы государству и обществу. Есть люди, не достигшие 30 лет, но в целом — такие же, как и все. Вот и ученые из Института социологии РАН тонко намекают: "Расхождение системы ценностей молодежи и самого старшего поколения россиян некритично". И в большей степени потому, что "системы ценностей" не прослеживается ни там, ни там. 

Впрочем, некоторые особенности помимо индивидуализма у современной молодежи есть — она довольна настоящим. При ответе на вопрос: "В какое время вы хотели бы жить?" — именно в этой возрастной группе перевешивает вариант "в путинскую эпоху".  Похоже, мы имеем дело с поколением оптимистов, которое вполне радо настоящему и не рвется ни в какое будущее. Запрос на перемены, на социальные реформы очень вялый. Обостряя, я однажды даже назвал современных молодых "поколением аутистов", потому что они очень зациклены на себе — своем досуге, кругозоре, обучении, общении — и очень мало смотрят вокруг. И перемен в их настроениях, сколько ни пытаемся, пока не можем обнаружить. Есть некоторые основания полагать, что новое проявится только в самых-самых молодых, ровесниках тысячелетия, для которых "Путин был всегда". Как показывают предварительные наблюдения, им "настоящее" все-таки может наскучить.
Может, тогда и начнется у России будущее: особый не особый, а все-таки путь.





Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 26
© 26.11.2016 Игорь Рудой

Рубрика произведения: Проза -> Очерк
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0




<< < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 > >>












© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.