Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Иерархичность человека, подчинение доминанту и символам

[Путь Поиска]   Версия для печати    

Для человеческих групп свойственно иерархическое построение. Группа не сможет решать задачи, двигаться к какой-то цели, если в ней будет отсутствовать порядок, который обеспечивается реализацией принципа соподчинения.

Если во главе группы становится умный, талантливый, порядочный человек, то ей весьма повезло. Вполне возможно, что группу ждет успех. Доминантом может стать и асоциальная личность, аморальная, психически больная. В этом случае иерархию ждет неприятное будущее.

Доминанту вообще-то не позавидуешь. Ему частенько мерещится, что в подведомственной группе мало порядка, подчиненные не испытывают к нему должного почтения, плетут за его спиной всякие интриги. Его весьма беспокоит проблема сохранения власти. Волнения компенсируют доступ к лучшим ресурсам и внимание лучших женщин.

Доминант, как правило, лучше всех питающаяся, ухоженная, весьма влиятельная и сексуально привлекательная особь.

Во все времена люди хотели, чтобы члены группы были равны. Эта идея нравится разуму. Она в состоянии встать на пути слепого инстинкта. К сожалению, равенство постепенно приводит к анархии, которое уничтожается формированием жестко выстроенной иерархии.

Даже в первобытные времена отношения в племени были иерархическими, действия группы зависели от того, что представлял собой лидер и окружающие его лица.

До сих пор пользуется популярностью мнение, что в первобытных сообществах наших далеких предков царили справедливость, равноправие, почти что коммунистические установки. В реальности такого не было. Ученые, открывшие первобытный коммунизм и матриархат, находили их компоненты в племенах, которые под влиянием крайне суровых условий выживания, иных факторов остановились в своем прогрессивном развитии, реализуя специфический образ жизни. Это и запрет иметь личную собственность, и сложные ритуалы дележа добычи, и совместный однотипный труд, и наказание за инициативы, и главенствующая роль женщин в племени из-за неумеренного потребления мужчинами наркотических веществ.

Скорее всего, первобытная группа предков представляла собой иерархию мужчин, в которой учитывался возрастной фактор. Наши далекие предки для защиты от врагов и освоения новых территорий образовывали мужскую иерархию, в первоочередные задачи которой входили оборона занимаемой территории, охрана женщин с детьми от хищников. Мужчины были очень агрессивны. Агрессивность распространялась не только на врагов, но и на членов группы и снижалась при возникновении внешней угрозы. Между собой мужчины были не равны, имели разные статусы, образовывали иерархическую пирамиду соподчинения. Ее возглавлял самая сильная, хитрая, умная особь (особи).

На каждом иерархическом уровне шла борьба за статус либо в гордом одиночестве, либо с помощью союзов. Если объединение было прочным, умным, ресурсным, повышался шанс потеснить более высокостатусных. Если на доминирующий этаж пробивалась группа, то возникала геронтократия, если наверху оказывался один человек, появлялась автократия.

Молодежь, находящаяся внизу пирамиды, мечтала о статусном росте, при котором открывался путь к лучшим женщинам и ресурсам сообщества. Важно было найти для поддержки, усиления своих позиций соратников, единомышленников. Сильный, устойчивый союз мог позволить совершить серьезный статусный рывок. Шла постоянная борьба различных коалиций, создающихся и распадающихся.

Земля, с одной стороны, принадлежала племени. Мужчина готов был ее защищать, чувствовал своей. С другой стороны, она принадлежала доминанту. Он и сам так считал. Правила иерархического поведения (в т.ч. право более статусного взять себе понравившееся у менее статусного) показывали, подчас, что земля все же принадлежит рядовым членам племени не полностью. Но они надеялись добраться с возрастом до вершин власти и получить больше возможностей считать ее своей.

Вот эта неуверенность в вопросе считать территорию с ее ресурсным наполнением своей порождала вороватость,жизнь с оглядкой, стремление тем или иным способом обретенное быстро использовать с пользой для себя.

Более статусные старались удержать свою власть, преследуя по мере возможности находящихся на более низком уровне.Иерархические низы поддерживали геронтов или доминанта, недолюбливая его приближенных, толпящихся у подножия высшей власти. С большим удовольствием по лидерскому сигналу расправлялись с ними, списывая на них все свои неприятности. Поддерживали гонения на врагов власти. В осуждениях принимали участие как мужчины, так и женщины.

Лидер племени был могуч, справедлив (карал всякого рода негодяев), помогал выжить (делился запасами), всегда прав. Занимался обучением маленьких членов племени. Последние смотрели на него с обожанием, видя в нем вождя, отца и учителя. Женщины старались завязать отношения с мужчинами постатуснее, произвести от них потомство.Все были по-своему счастливы. Этот мир страшным, несправедливым назвать нельзя.

Иерархическое построение неизбежно. Этого требует биологическая сущность человека. Раз уж без этого не обойтись, лучше всего руководство назначать или выбирать, учитывая рассудочность и моральные качества претендентов.

Будет больше гарантий, что инстинктивное поведение ждут неплохой контроль и созидательные перспективы реализации.

Каждый из нас имеет различный уровень агрессивности, влияющий на формирование отношений соподчинения (иерархии). Самая агрессивная особь старается подавить других, стать доминирующей. Она навязывает конфликты, увеличивая давление на психику, стараясь усилить, улучшить свое иерархическое положение. Менее агрессивные уступают ей, ищут более слабых, чтобы подчинить их. И такой процесс идет от высших до низших уровней иерархической пирамиды.

Униженные вышестоящими идут и вымещают свою агрессию на нижестоящих.

Иерархия – интересный продукт естественного отбора, четкая, жесткая пирамидальная структура организации жизни, в которой каждый знает свое место, свой статус, позволяющие подчиняться и подчинять. Иерархия очень полезна, помогает избегать постоянных конфликтов, стычек в решении задач, непрерывной борьбы за лидирующие позиции, служит основой для совместных действий.

Соподчинение образует упорядоченные отношения. Если отбор их поддержал, значит, они оказались полезными для выживания, развития.

Активно иерархический статус выясняется в подростковой среде. Мальчики тратят на это много сил. Некоторые из них готовы на драки, различные лишения, всевозможнейшие приключения для того, чтобы стать во главе группы. Это потенциальные доминанты (лидеры) иерархии.

В стихийно формирующихся иерархических отношениях победу одерживает, как правило, не самый умный, порядочный, обладающий лучшими качествами человек. Скорее всего, это будет жесткий, имеющий, подчас, асоциальные замашки индивидуум. Сомневающийся в победе победить не сможет. Одержанная же, пусть даже совершенно незаслуженно, победа укрепляет уверенность в себе, своих силах, желание побеждать вновь и вновь.

Для получения доминирующего статуса иногда используется обладание каким-либо символом исключительности, превосходства – игрушки, которой ни у кого нет, настоящего оружия, рассказов об удивительных путешествиях, приключениях.С помощью символов, потенциально достижимых всеми (отличник, эрудит, отличный музыкант), не победишь.

Исключительность способна повышать иерархический статус без особого напряжения со стороны ее владельца.

У девочек иерархические отношения менее сложные. Женщинам свойственно организовывать группировки, в которые они объединяются по одинаковому состоянию – ищущие мужчин, беременные, мамы с детьми.

В иерархиях статус женщины во многом зависит от того, какое положение в социуме занимает ее мужчина.

Человек иерархичен до своей смерти, придавая своему статусу в иерархиях, членом которых является, существенное внимание.

У человека есть врожденная программа поддержки лидера - «подчиняйся лидеру».

Безоговорочное служение иерарху – биологический импульс, особенность нашей социальной жизни, которую можно попытаться сделать менее опасной, усиливая рассудочное отношение к бытию.

Так как мужчины (а теперь все чаще и женщины) заинтересованы в повышении своего социального статуса, они очень внимательно оценивают поведение человека, достигшего тех или иных высот.

Копируют его поведение, подражают ему.

Достигший успеха – пример, инструкция его достижения.

В маленькой группе статус каждого известен всем ее членам. Взаимодействие строится соответственно имеющейся статусности.

Благодаря врожденной программе подчинения доминанту, последнему можно и не знать в лицо всех своих подчиненных. Важно, чтобы члены группы знали, кто ее возглавляет, узнавали лидера. Это они смогут сделать в случае наличия у него символов власти. Идеальный пример – военная иерархия. Прежде чем выполнить поступивший приказ, военнослужащий внимательно смотрит на звание приказывающего, его принадлежность к своей группе. Имеет право он приказывать или нет?!

Программа реагирует на отличительные части одежды (погоны, повязки, бейджики), людей, стоящих на возвышениях, трибунах.

В большой популяции с помощью символов власти представители доминанта (доминирующих групп) управляют обитателями различных иерархических уровней.

Человечество располагает богатым миром символов. Они объединяют людей в группу, которая проявляет активность, идет по выбранному ее руководителями направлению. Этими символами могут быть хоругвь, знамя, портрет лидера, что-то другое. Символы воодушевляют на войну, на свержение доминанта, борьбу за свои идеи, ценности. Люди готовы яростно защищать любимые символы, пренебрегая опасностями, подчас, идти ради них на смерть.

Правда, все это работает только в том случае, если угроза исходит от других людей.



Литература
Дольник В.Р.  Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Дольник В.Р.  Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Моррис Д.  Голая обезьяна




Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 7
© 25.11.2016 Путь Поиска

Рубрика произведения: Разное -> Научная литература
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 1 автор




<< < 1 2 3 4 5 6 7 8 > >>












© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.


Сообщества