Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Дитя, дети – этимология

[Сергей Колибаба]   Версия для печати    


Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте
младенцами, а по уму будьте совершенолетни
1 Кор. 14:20 (на ивр.)

Детство - этап развития человека от рождения до начала полового созревания, временные рамки последнего индивидуальны и зависят от принятой системы возрастной периодизации, верхняя граница детства определяется примерно в 11-13 лет. В каждом возрасте человек имеет определенные права, а также обязательства и обязанности перед семьёй, соседями, обществом и государством. Дитя – должно учиться всему под руководством матери, подросток учиться конкретному делу (специализация под руководством отца) и помогать по мере своих сил семье в хозяйственных делах.

Считают, что первые шесть лет самый важный период в развитии, в это время закладывается МЫШЛЕНИЕ (образы и терминология), основание всей будущей жизни, маленький человек знакомится с миром, в котором предстоит жить. Раннее детство сменяет дошкольный возраст, в котором ребёнок активно познаёт действительность уже с помощью своего мышления, наблюдая за практической деятельностью окружающих людей, многократно повторяя их и запоминая. В дальнейшем, начиная с 7-8 лет, ребёнок продолжает накапливать и развивать свои знания, бытовые и трудовые навыки.

1) Существующая этимология

Викисловарь

* Дети. Корень: -дет-; окончание: -и. Значение: мальчики и девочки в раннем возрасте; сыновья и дочери по отношению к их родителям.

* Дитя. Корень: -дит-; окончание: -я. Значение: устар. ребёнок, сын и дочь; наивный неопытный человек.

Этимология по Максу Фасмеру

Происходит от формы, родств. ст.-слав. дѢти мн. От ф. ед. ч. *дѣть ж., собир.; ср.: укр. дитя́ (род. п. дитя́ти, дити́на), сербск.-церк.-слав. дѣть, болг. дете́ (собир. деца́ «дети», из *дѣтьца́), сербохорв. диjѐте (собир. ди̏jем ж. «дети»), словенск. dė́te (род. п. dėté̯ta, собир. dė́ca), чешск. dítě, словацк. diet’a, польск. dziecię, в.-луж. dźěćo, н.-луж. źěśe. Праслав. *dětę, *dětь.
Форма на -i- в первом слоге исключительно вост.-слав., вероятно, результат ассимиляции *дѣтина. Эти слова восходят к индоевроп. *dhēi̯- «кормить грудью, сосать»; доить, дою́. Ср. др.-инд. dhēnúṣ ж. «дойная корова», авест. daēnu- «самка животного» с и.-е. oi, но ср. также лит. dėlė̃ «пиявка», pirm-dėlė̃ «корова, отелившаяся впервые», др.-инд. dhā́tavē «сосать», ádhāt «сосал», греч. θήσατο «сосал», θηλή «материнская грудь», лат. fēllāre «сосать», fēmina «женщина», ирл. dínim «сосу».

2) Применение в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1977 г.
http://vk.com/doc-23433303_131890930

* Дѣтя (детя, дитя), с. и Дъти, мн. 1. Младенец, детеныш. Не вѣща на чада, нъ на дѣти твоя. Златостр., 4. XII в. 2. Дети, сыновья и дочери отношения к возрасту и полу. Аже кто умирая разделить домъ свои дѣтемъ, на том же стояти. Правда Рус. XIVв.- со XIIв.
3. Молодые слуги, дружинники, спутники. 1301 г.
4. Духовная паства, единомышленники. (1401): Приѣха въ Псковъ пресвященныи архиепископъ Иоан и благослови дѣти.

* Дѣтскоумный, прил. Имеющий детский ум. Полихрония детскоумнаго старца. Корм. Моск. Дух. Ак.

* Дѣтище, с. и Дѣтищь, м. 1. Ребенок, несовершеннолетний. (1065): В си же времена быс<ть> детищь вверженъ в-Ыстомль. Лавр, лет.; 2. 1065. Юноша. Коло родства человеча разделение временъ возраста и жития человеча: 2 отроча до 14 лет, оттоле дѣтище. Алф., XVII в.

* Дѣтина, м. 1. Ребенок, несовершеннолетний. На королеве дворе украли двое робятъ... а украли одного детину исъ клети верхомъ, а другово детину на дворе взяли. Польск. д. I, 33. 1489 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Пчела (византийский сборник, перевод XII в.); «Не дѣти бываите ѹмомъ, но злобою млади».

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «И аще обыкнут твои дети одежды носить грубые, и яди ясти суровые, и пьянственна питья, а паче заморскаго, пить не будут, а к тому аще обучиши их в ежедневных трудех пребыва (ти), то велми будут здравы и долголетны, и в разуме и во всяких своих делех будут тверды».

* Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768)
«Весьма чудны мне кажутся те люди, которые думают, будто бы можно так ясно и легко писать о науках, чтоб другие люди, не учившись никакой науке, даже и малые дети, могли, читаючи те науки, разуметь их, а что касается до меня, то я этого не утверждаю и другим в том не верю потому, что я еще и по сие время близ сорока лет моей жизни не приметил такого человека, который бы, не научившись от учителя какой-либо науке, мог читаючи разуметь науки…».

* Д. И. Фонвизин. Недоросль (так называемый ранний «Недоросль») (1764): «Наш еще ребенок ― у него еще игрушка на уме».

3) Обобщение и вывод

* Макс Фасмер выводит термин из «Праслав. *dětę, *dětь», логического, исторического, лексического, теологического основания для такого вывода нет, необоснованная гипотеза. Наука не знает «праславянского» и славянских языков, общая история славян известна фрагментарно, по письменным источникам христианских авторов.

* Согласно традиции Библии до 20 лет человек считался малолетним, к его проступкам относились снисходительно, по общим представлениям того периода - он действовал без разума.

* В талмудическое время (II до н.э. - VI вв. н.э.) был выработан другой подход к возрасту. Талмуд отказывается от определения совершеннолетия по достижению подростком определенного года жизни и делает упор на индивидуальное развитие личности. Законоучители считали, что физическая и умственная полноценность личности наступает одновременно с половой зрелостью, при нормальных условиях для юношей в возрасте 13 лет, а для девушек в возрасте 12 лет. Если «взрослость» не будет достигнута в указанном возрасте, то человек остаётся на положение «малолетнего» до 35 лет. Полноценность личности определялась не исчислением лет, а наличием видимых признаков взрослости, в том числе способностью лица совершать правильные юридические и общественные поступки, соответствующие религиозной доктрине иудаизма.

Вывод

Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. бытие в европейском обществе XII века строилось в соответствии со Святым Писанием.

4) Ребёнок-дитя в библейских образах

а) Библейский образ

* Бытие 3:22: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная (ДААТ) добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».

Бог сотворил Адама очевидно ребенком, по сюжету дерево Познания отделено от ребенка-подростка Адама: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него». Адаму нужно было пройти необходимый «курс предварительного обучения» и повзрослеть, научиться мыслить и правильно оценивать действительность, но прародитель человечества проявил поспешность свойственную юности…

* Притчи 4:1: «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться (ДААТ, знать, познавать) разуму».

* Иеремия 4:22: «Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют (ЙАДАУ, от ЙДА, не знают).

б) Терминология иврита

Варианты

* ДИТЁ, ДИТЯ (младенец, ребёнок) = прочитано наоборот ЁТ+ИД, ЯТ+ИД = ЕТ עֵת время, срок, пора + ЙАД, ЙАДИ יָד рука, ручной.

Ребёнок на руках или при руке (матери), учится ходить, не самостоятельно передвигается, осваивать действительность с помощью матери (1-4 года). Или повзрослевший (4-5 лет), который уже умеет себя обслуживать: выполняет простейшие операции по поддержанию своей жизни, передвигается самостоятельно, ест, играет, одевается и т.д.

* ДЕТЯ, ДИТЁ (подросток) = прочитано наоборот ЁТ+ИД = ЕТ עֵת время, срок, пора + ЙАДА יָדַע знать, познавать, ум, умение; т.е. ребенок, достигший возраста самостоятельного познания, оказывающий помощь по хозяйству.
См. стронг иврита 3045, ЙАДА знать;
https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/3045.htm&prev=search

Второзаконие 1:16: «И дал я повеление судьям вашим в то время (ЕТ), говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его».

* ДЕТИ, ДЕТЁ= ДЕТ + И (Ё) = ДЕАТ דֵעַת знание, познание + И (Ё=ЙО) Бог; сокращенная форма имени Бога в древних текстах; познающий Бога. Ребёнок – творение Бога и пользуется его покровительством и защитой.
Бытие 3:19: «Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него».

Таким образом, мы можем интерпретировать русские термины «дети», «дитя» (прозвище, название по характерной черте) как оценку человека «по уму» - ВРЕМЯ ПОЗНАНИЯ, ранний период становления МЫШЛЕНИЯ и ЯЗЫКА.

Ребёнок не в состоянии оценивать явления окружающей действительности и совершать по отношению к ней правильные действия, он имеет недостаточный запас знаний и навыков для манипуляции предметами и словами (воспринимая информацию, он не всегда может её передать). В его сознании ещё не сложился образный мир и связь образа с сигналом (словом) его означающим ему не понятна.




Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 9
© 21.11.2016 Сергей Колибаба

Метки: дети, дитя, дитё,
Рубрика произведения: Разное -> Философия
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0




<< < 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 > >>












© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.