Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Адресаты лирики Лермонтова Музыка Натальи Первиной

[Ольга Удачная]   Версия для печати    
Адресаты лирики Лермонтова Музыка Натальи Первиной
 
Скачать файл


Как всякий настоящий, а тем более великй поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и ,перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его, какпоэта и человека.
И.Л.Андроников
В его жизни было много женщин, и он воспевал их в своих стихах. В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они — вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Лопухина В. А. , Сушкова Е. А. и Иванова Н.Ф.
Будучи студентом, Лермонтов, был влюблен в Вареньку Лопухину. Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и сильно, он сохранил его до самой смерти. Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её. Лопухина пережила поэта, но его смерть была для нее сильным потрясением, от которого она не смогла оправиться.
Екатерина Сушкова


Михаила с Екатериной познакомила в 1830 году его родственница Александра Верещагина.
Сушкова делала записи, в которых рассказывала об отношениях с молодым поэтом. Эти записки с течением времени разрослись в целый роман из двух частей: в первой главенствует язвительная Сушкова, а в другой – надменный Лермонтов.
Книга, в которой содержится много ценной информации о Лермонтове, увидела свет в 1870 году, когда Сушковой уже не было в живых.
Екатерина Александровна, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, обращалась с М. Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн.
Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие. А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Стихотворение «Нищий» было написано Лермонтовым после того, как он увидел слепого нищего, над которым подшучивала молодежь, кладя вместо денег камушки. В этом стихотворении юный поэт сравнивает себя с нищим, а Сушкову с молодежью, которая обманывает бедного нищего.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою

В своих «Записках» Сушкова вспоминала: «У Сашеньки встречала я в это время… неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати с красными, но умными, выразительными глазами. Он учился в университетском пансионе, но ученые его занятия не мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером на гулянье и на вечерах.»
Восемнадцатилетняя столичная барышня, у которой были по словам В. П. Желиховской, «стройный стан, красивая, выразительная физиономия, черные глаза, сводившие многих с ума, великолепные, как смоль волосы, в буквальном смысле доходившие до пят, бойкость, находчивость и природная острота ума», произвела сильное впечатление на юного поэта. Летом 1830 года в подмосковном имении Столыпиных Середникове, где гостили Лермонтов и Верещагина и куда часто приезжала из соседнего Большакова Сушкова, достигает своего апогея влюбленность Лермонтова в Miss Black-Eye.
А Екатерина Александровна не удосужилась фамилии его запомнить. Он был для нее просто Мишелем, «чиновником по особым поручениям», которому давались на сохранение шляпа, зонтик, перчатки… Последние, увы, «он часто затеривал, и я грозилась отрешить его от вверенной ему должности». Строгая и не очень внимательная дама: когда однажды подруга воскликнула: как, дескать, влюблен в тебя Лермонтов! – она искренне удивилась, ибо знать не знала никакого Лермонтова.
Тут же призван был Мишель и официально представлен – унижение, после, которого он долго не мог прийти в себя.

Они провели вместе лето 1830 года, после чего 4 года не виделись. В конце 1834-го они неожиданно повстречались в Петербурге. В то время Лермонтов уже имел звание офицера лейб-гвардии Гусарского полка, а Сушкова приобрела репутацию легкомысленной кокетки и вот-вот должна была выйти замуж .
Родители Лопухина не хотели видеть его женой Сушкову. Верещагина, подруга Екатерины, придерживалась того же мнения. Лермонтов решил спасти друга от необдуманного поступка. Несмотря на то, что от былой любви не осталось и следа, он все же начинает ухаживать за Сушковой, ведя расчетливую игру.
Екатерина не раскусила намерений поэта и, по собственному признанию, искренне полюбила Михаила. Однако тот лишь тешил свое самолюбие, мстя за насмешливость Сушковой в то время, когда он так её любил. Елизавета Негурова из незаконченного произведения поэта «Княгиня Лиговская» появилась благодаря Сушковой, которая стала её прототипом.
В поэзии Лермонтова есть так называемый»Сушковский цикл»
11 стихотворений,посвящённых Екатерине.

БЛАГОДАРНОСТЬ
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Среди юношеской лирики Лермонтова уже давно обращал на себя внимание ряд стихотворений 1830-1832 годов, объединенных темой любви и измены. Четыре стихотворения этого цикла озаглавлены инициалами Н.Ф.И.Инициалы Н.Ф.И. оставались нераскрытым в продолжение целого столетия потому, что А.Шан-Гирей и П.А.Висковатов не оставили для Ивановой Натальи Федоровны места в биографии Лермонтова, связав всю лирику 1831-1832 годов с именем Варвары Александровны Лопухиной. Иванова Наталья Федоровна (в замужестве Обрескова) (1813—75), Дочь драматурга Ф. Ф. Иванова.

В 1830 году поэт познакомился с Натальей Федоровной Ивановой, которая стала его печальной любовью…Лермонтов долго не мог её забыть, ведь все случилось так внезапно и так же завершилось. Он встретил её, когда гостил у родных.
Как только поэт увидел Наташеньку, его сердце стало биться быстрее: она была хороша и удивительна. Но друзьям Лермонтов не признавался в своих чувствах к ней, говоря о том, что с первого взгляда Иванова ему не понравилась – якобы она предвещала нечто плохое. А предчувствиям поэт доверял и не ошибсяК Н. И. (Я не достоин, может быть...)
Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем.
В те дни, когда, любим тобой,
Я мог доволен быть судьбой,
Прощальный поцелуй однажды
Я сорвал с нежных уст твоих;
Но в зной, среди степей сухих,
Не утоляет капля жажды.
Дай бог, чтоб ты нашла опять,
Что не боялась потерять;
Но... женщина забыть не может
Того, кто так любил, как я;
И в час блаженнейший тебя
Воспоминание встревожит!
Тебя раскаянье кольнет,
Когда с насмешкой проклянет
Ничтожный мир мое названье!
И побоишься защитить,
Чтобы в преступном состраданье
Вновь обвиняемой не быть!
1831
К *** (Оставь напрасные заботы...)
Оставь напрасные заботы,
Не обнажай минувших дней;
В них не откроешь ничего ты,
За что б меня любить сильней!
Ты любишь - верю - и довольно;
Кого - ты ведать не должна,
Тебе открыть мне было б больно,
Как жизнь моя пуста, черна.
Не погублю святое счастье
Такой души и не скажу,
Что недостоин я участья,
Что сам ничем не дорожу;
Что всё, чем сердце дорожило,
Теперь для сердца стало яд,
Что для него страданье мило,
Как спутник, собственность иль брат,
Промолвив ласковое слово,
В награду требуй жизнь мою;
Но, друг мой, не проси былого,
Я мук своих не продаю.
1832

В Наташеньку был влюблен Николай Обресков. Он отличался от Михаила тем, что точно знал о своих желаниях и старался их выполнять. Несмотря на то, что он был ничем не примечателен, он обладал приятной внешностью и большим самомнением. Наверное, именно его решительность покорила Наталью, потому что вскоре она выбрала его. А Лермонтов остался страдать в одиночестве. Поэт посвятил Наталье много стихотворений, пронизанных чувством горечи и обиды.
Н. Ф. И. (Дай бог, чтоб вечно вы не знали...)
Дай бог, чтоб вечно вы не знали,
Что значат толки дураков,
И чтоб вам не было печали
От шпор, мундира и усов;
Дай бог, чтоб вас не огорчали
Соперниц ложные красы,
Чтобы у ног вы увидали
«Открытие» Ивановой, естественно, повлекло за собой переадресацию юношеских лирических посланий. Кроме стихотворений, озаглавленных инициалами Н.Ф.Ивановой: «Н.Ф.И…вой», «Романс к И.», «К Н.И.», «Н.Ф.И.», к ней же,
безусловно, относится еще тридцать одно стихотворение.
Загадку Н.Ф.И. раскрыл биограф Лермонтова Ираклий Андроников. Долгие и мучительные поиски его были вознаграждены, когда в его руки попал портрет Натальи Фёдоровны. Он писалмне виден только оборот - и, гляжу, на обороте рамки старинным почерком надпись: "Наталья Феодоровна Обрескова, рожденная Иванова".
                                                                      
Взял я эту рамку в руки, повернул ее и увидел наконец лицо той, которую Лермонтов так любил и из-за которой я... так страдал.
Нежный, чистый овал. Удлиненные томные глаза. Пухлые губы, в уголках которых словно спрятана любезная улыбка. Высокая прическа, тонкая шея, покатые плечи... А выражение лица такое, как сказано в одном из лермонтовских стихотворений, ей посвященных:

С людьми горда, судьбе покорна,
Не откровенна, не притворна...





К ранней весне 1832 года относится большое прощальное послание «К***», в котором как бы подведен итог этому мучительному и напряженному чувству. С горестным упреком обратился на прощание поэт к еще недавно любимой им девушке: ! Вот они, эти стихи на разлуку:
Я не унижусь пред тобою...
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
Я горд! - прости - люби другого,
Мечтай любовь найти в другом:
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил -
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец! - лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал; -
Такой души ты знала ль цену? -
Ты знала: - я тебя не знал! -

Самые пылкие, нежные и глубокие чувства Лермонтов испытывал к Вареньке Лопухиной, сестре своих хороших друзей – Алексея, Марии и Елизаветы Лопухиных.
Михаил обратил внимание на Вареньку только в 1832 году, когда компания молодежи поехала в Симонов монастырь, и он случайно сел рядом с девушкой. Она была замечательной: нежная, мечтательная, переменчивая. На её лице сияли черные глаза. Вареньку любили все.
Как раз в 1832 году поэт переехал в Петербург, поэтому их роман не смог развиться. Но Михаил всегда справлялся о Варе – как она поживает, все ли у неё хорошо. Однако в 1835 году Лопухина вышла замуж за человека значительно старше её. Быть может, на её решение повлияли слухи о том, что Михаил ухаживал за Сушковой. Поэт очень страдал, когда до него дошло это известие. Он никогда не называл её по фамилии мужа.
Чувства, которые Лермонтов испытывал к Вареньке, сохранились практически до самых последних его дней. Они же нашли отражение во многих произведениях поэта.
ОПРАВДАНИЕ
Когда одни воспоминанья
О заблуждениях страстей,
Наместо славного названья,
Твой друг оставит меж людей

И будет спать в земле безгласно
То сердце, где кипела кровь,
Где так безумно, так напрасно
С враждой боролася любовь,

Когда пред общим приговором
Ты смолкнешь, голову склоня,
И будет для тебя позором
Любовь безгрешная твоя, -

Того, кто страстью и пороком
Затмил твои младые дни,
Молю: язвительным упреком
Ты в оный час не помяни.
Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас иной
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой.



К.Л. (Подражание Байрону)

1

У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так память, демон-властелин,
Все будит старину,
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!

2

Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой;
С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной;
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну,
И повторит волна морей:
Люблю, люблю одну!

3

И не узнает шумный свет,
Кто нежно так любим,
Как я страдал и сколько лет
Я памятью томим;
И где бы я ни стал искать
Былую тишину,
Все сердце будет мне шептать:
Люблю, люблю одну!
1831

* * *

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
1837
Еще одной возлюбленной Лермонтова была Мария Алексеевна Щербатова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 39 года поэт был увлечён ею.
Мария Алексеевна Щербатова (1820-1879) была дочерью украинского помещика А.П. Штерича. После смерти матери она жила в доме бабушки С.И. Штерич в Петербурге. В 1837 г. юная Мария вышла замуж за гусарского офицера князя А.М. Щербатова. Однако через год после свадьбы ее муж заболел и умер – к счастью для молодой женщины, как писала ее родственница, потому что Щербатов оказался «дурным человеком», «злым и распущенным».
Лермонтов познакомился с молодой вдовой в 1839 г. в салоне Карамзиных. Блондинка с синими глазами, она была, по словам М.И. Глинки, «видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». По свидетельству троюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея, поэт был «сильно заинтересован кн. Щербатовой», которая, по его признанию, была такова, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Марии Алексеевне нравилась поэзия Лермонтова. После чтения поэмы «Демон» она сказала автору: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака».
А.О. Смирнова вспоминала, что как-то при ней Лермонтов пожаловался Марии Алексеевне, что ему грустно. Щербатова спросила, молится ли он когда-нибудь? Он сказал, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, - воскликнула княгиня Щербатова, - не может быть!» Александра Осиповна сказала княгине: «Научите его читать хоть Богородицу». Щербатова тут же прочитала Лермонтову Богородицу. К концу вечера поэт написал стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), которое преподнес ей.

Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться» .
Щербатова пролила 2-3 слезинки, и Лермонтов понял, что перед ним уже не та сдержанная, снежная, гордая женщина, а простая и ласковая. И тут Лермонтов понял всю силу любви к М.А. Щербатовой. Лермонтов плакал, скупо, он хотел жить и любить. Им пришлось расстаться. Стихотворение Лермонтова «На светские цепи…»посвящено Щербатовой.
«Мне грустно, потомучто я тебя люблю, и знаю:молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье.
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно…потому, что весело тебе.»
На долю Марии Алексеевны выпало много испытаний. Ее имя вошло в историю дуэли Лермонтова с французом Э. де Барантом, повлекшей за собой вторую ссылку поэта на Кавказ. А.П. Шан-Гирей писал, что «слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта... и на завтра назначена была встреча». Н.М. Смирнов в «Памятных заметках» также рассказывал, что Лермонтов «влюбился во вдову княгиню Щербатову..., за которой волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом... Они дрались...»

Через несколько дней после дуэли Мария Алексеевна уехала в Москву. Но позднее, ненадолго вернувшись в Петербург, она виделась с Лермонтовым. П.Г. Горожанский, бывший товарищ поэта по юнкерской школе, вспоминал: «Когда за дуэль с де Барантом Лермонтов сидел на гауптвахте, мне пришлось занимать караул. Лермонтов был тогда влюблен в кн. Щ(ербатову), из-за которой и дрался. Он предупредил меня, что ему необходимо по поводу этой дуэли иметь объяснения с дамой и для этого удалиться с гауптвахты на полчаса времени. Были приняты необходимые предосторожности. Лермонтов вернулся минута в минуту, и едва успел он раздеться, как на гауптвахту приехало одно из начальствующих лиц справиться, все ли в порядке. Я знал, с кем виделся Лермонтов, и могу поручиться, что благорасположением дамы пользовался не де Барант,аЛермонтов».

Вопреки молве Мария Алексеевна не признавала себя виновницей в этой дуэли. В марте 1840 г. она писала А.Д. Блудовой: «Вы знаете, моя дорогая, нет большего позора для женщины, чем низкие домыслы о ней со стороны тех, кто ее знает. Но если женщина слишком горда, она часто предпочитает склонить свою голову перед гнусной клеветой, нежели оказать честь этим клевещущим на нее людям, представляя им доказательства своей чистоты... Я счастлива, что они не поранили один другого, я желаю лучше быть осужденной всеми, но все-таки знать, что оба глупца останутся у своих родителей. Я-то знаю, что значит такая потеря». Потерей Щербатовой был ее двухлетний сын, который умер через две
недели после этой злосчастной дуэли.
В мае 1840 г. Лермонтов, направляясь на Кавказ, в Москве, видимо, встретился с Марией Алексеевной в последний раз. 10 мая ее навестил А.Н. Тургенев, который записал в своем дневнике: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Через несколько месяцев она уехала за границу, когда вернулась, поэта уже не было в живых. Лирический портрет М.А. Щербатовой поэт создал в стихах.
На светские цепи... Щербатовой
На светские цепи,
На блеск утомительный бала
Цветущие степи
Украйны она променяла,

Но юга родного
На ней сохранилась примета
Среди ледяного,
Среди беспощадного света.

Как ночи Украйны,
В мерцании звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных,

Прозрачны и сини,
Как небо тех стран, ее глазки,
Как ветер пустыни,
И нежат и жгут ее ласки.

И зреющей сливы
Румянец на щечках пушистых
И солнца отливы
Играют в кудрях золотистых.

И, следуя строго
Печальной отчизны примеру,
В надежду на бога
Хранит она детскую веру;

Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит;

От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.
1840
Всю свою жизнь Лермонтов искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания!
Любить…..но кого же?....
На время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно…..
Если есть чудо в русской литературе, то это Лермонтов.

(Автор:Ольга Денисова.
В работе использованы труды
Доктора филологических наук Ира́клия Луарса́бовича Андро́никова
Книга Историка литературы П.А Висковатова»М.Ю.ЛермонтовЖизнь и творчество»
труд научного сотрудника музея-заповедника «Тарханы» Т.Н. Кольян.,)



Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 68
Количество отзывов: 18
Количество просмотров: 96
© 17.10.2016 Ольга Удачная

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение
Оценки: отлично 8, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 9 авторов









Виталий Подлевских       28.10.2016   12:02:46
Отзыв:   положительный

С интересом познакомился с адресатами лирики великого поэта!
Спасибо, Ольга, за работу!
Ольга Удачная       28.10.2016   12:54:59

Виталий,СПАСИБО за тёплый отзыв!!!Мне очень приятно,что мой труд понравился и читается с интересом.
С теплом,ОЛьга


Betty(Светлана Мангутова)       21.10.2016   07:22:00
Отзыв:   положительный

Оленька, Спасибо тебе за эту подборку о великом поэте.
Я к нему точно так же отношусь, как и ты - страстная душа, эти стоны отчаяния, таинственная нежность...

Ах, может, не в то время родился...

Спасибо тебе!!

С теплом души!!


Ольга Удачная       21.10.2016   08:39:04

Светлана,СПАСИБО за то,что любишь Лермонтова,как и я!!!Очень жаль,что он так и не женился,но воспоминания о нём оставили женщины,которым он посвящал стихи. С теплом,Ольга

mishal       19.10.2016   02:39:34
Отзыв:   положительный

Благодарю, Ольга, за замечательный материал о нашем великом поэте!
С признательностью, М.


Ольга Удачная       19.10.2016   08:22:43

Михаил,СПАСИБО за тёплый отзыв!!!Мне очень приятно,что мой труд понравился и читается с интересом.
С теплом,Ольга Этот портрет В. Боровиковского Марии И. Лопухиной, 1797 г.
часто путают с Варенькой,но это разные женщины.
Марии ыло 18 лет,она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж,егермейстер при дворе Павла Р†.Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.
Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет. Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/220915/26366/


Марина Соколова       18.10.2016   11:36:10
Отзыв:   положительный

Оля, какая интересная информация!.. Очень тебе благодарна!!!
С теплом обнимаю. Марина.


Ольга Удачная       18.10.2016   11:49:30

Марина,СПАСИБО за благодарность!!!
С теплом,Ольга


Юлианна       17.10.2016   18:40:09
Отзыв:   положительный

Оленька, не представляешь: с таким интересом я прочла. Перечитала дважды.
Много я не знала даже... Огромную работу ты сделала, Олюшка!
Когда только успела?
Обнимаю тебя!
С теплом ...твоя Юля


Ольга Удачная       18.10.2016   08:29:02

Юленька,СПАСИБО что высоко оценила мою работу!!!Я рада,что читают с интересом.Многие прочтут и будут знать о любви великого поэта.Портреты Лопухиной и Щербатовой только в одном экземпляре нашла.Многие ставят другие портреты,но я выяснила,что Мария Алексеевна Щербатова имела только один портрет.А Щербатовых очень много. Выставляю портрет Ольги Алексеевны Щербатовой,жаль что Лермонтов любил не её.Обнимаю с нежностью,Ольга

Светлана Ромашина       17.10.2016   15:25:39
Отзыв:   положительный

Олечка,это же надо так потрудиться! Потрясающая работа,да ещё под такую красивую музыку Наташи!
Прочла с удовольствием,очень интересно! Браво!


Ольга Удачная       17.10.2016   19:09:02

Светлана,СПАСИБО за похвалу и Браво!!!Самое трудное было найти правильные портреты.Рада,что понравилось.
Обнимаю с нежностью,Ольга


Вячеслав Черноводский       17.10.2016   14:57:23
Отзыв:   положительный

Олечка!!! Спасибо за прекрасную работу!!! С теплом и благодарностью

Ольга Удачная       17.10.2016   15:00:39

Слава,СПАСИБО!!!Мне очень приятно,что мой труд понравился и читается с интересом.
С теплом,Ольга


Наина       17.10.2016   12:22:31
Отзыв:   положительный

Благодарю, Оленька! Восхитительный труд!
Ольга Удачная       17.10.2016   14:33:41

Людочка,СПАСИБО что высоко оценила мою работу!!!
С теплом,Ольга


Наталья Первина       17.10.2016   12:06:46
Отзыв:   положительный

Потрясающе интересно, Олечка! Скопировала себе , пригодится))) Спасибо за использование моей музыки)))

Ольга Удачная       17.10.2016   12:15:15

Наташенька,очень рада тебе! СПАСИБО за тёплый отзыв и твою удивительную музыку!!!
В интернете много презентаций о Лермонтове и создатели не всегда правильно используют портреты дам,так как в самом интернете есть путаница и мне захотелось создать работу о Лермонтове и правильно указать адресатов его лирики.
Обнимаю тебя с нежностью,Ольга









© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.


Сообщества