Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Байкальская муза Николая Житкова

[Ирина Прищепова]   Версия для печати    


                                      
       Иркутский художник Николай Ефимович Житков любил Байкал и хорошо его знал. В начале семидесятых купил он дом для дачи в маленьком тихом посёлке порт Байкал. Дом находится в самом конце улицы Байкальской, которая тянется по горному распадку вдоль ручейка с весёлым названием Баранчик. И пусть хоромы оказались небогаты: кухня и комнатка, но зато из одного окна и с крыльца дома виден синий кусочек Байкала! По душе пришлись и просторные сени, напоминающие салон корабля. Художник занял их под мастерскую, которая получилась очень светлой, уютной. В её большие окна глазами черемух, высоких трав и лесных цветов заглядывала сама байкальская природа.

                         
                                                 Дом Н.Е. Житкова по улице Байкальской
       Мимо дома от самого байкальского берега идёт дорожка, уводящая в душистые покосы и красивейшие леса. А сразу за дворовыми постройками начинается старое поселковое кладбище. Но это его нисколько не огорчало. «Мёртвые - самые мирные жители», - как-то сказал Житков, когда его спросили, не боится ли он жить один по соседству с кладбищем.
       Возле дома есть небольшой участок, который прежние хозяева полностью использовали под огород. За огородом возвышается крутая гора, заросшая деревьями и кустарниками. Напротив окон взмывает ввысь другая гора, тоже в деревьях, треть которых составляют красавцы-кедры. Внизу бежит и плещется звонкий ручей Баранчик, с обеих сторон окруженный целебными травами и огнями жарков.

                             
                                                                     Долина ручья Баранчик
       Всё здесь радовало Николая: ароматные травы, озерца незабудок, чистота белянок, яркие огоньки жарков, овощи, посаженные своими руками, подсолнухи, не спускающие с солнышка своих жёлтых глаз. С большой любовью Николай нарисовал этих радостных детей солнца.

                             
                                                                        Подсолнухи. 1981 г.
       На самом верху участка в укромной беседке,им построенной,  любил он подолгу сиживать в летнее время, любуясь небом, Байкалом, деревьями, травами, своим зелёным участком.
       Однажды в неурожайный год увидел он на своём огороде бурундучка, который сидел перед самым окном у большого куста крыжовника, усыпанного ягодами, и лакомился. Тихо, чтобы не спугнуть пришельца, наблюдал художник, как симпатичный полосатенький зверёк зажимал в лапках ягодку, высасывал содержимое, а кожицу бросал под куст. С неделю кормился бурундук крыжовником, потом ушел в лес, оставив всю землю усыпанной зелёными шкурками. Николай был доволен, что его дары помогли животному подкормиться. Весь крыжовник Николай Ефимович никогда не собирал, и, чтобы не пропадали витамины, каждый год звал полакомиться дарами детей.
      Открытый, жизнерадостный, добрый, улыбчивый человек сразу стал в порту своим. Его часто можно было видеть стоящим на высокой железной лестнице своего дома. Он возвышался на ней, как капитан на мостике корабля, и наблюдал за тем, что происходит в природе и в поселке. Много гостей побывало в его доме. Некоторых местных жителей Николай Ефимович рисовал.
       На картине «Байкальские женщины», которая стала визитной карточкой художника, изображена соседка Житкова, Бологова Феодосья Дмитриевна, которую в посёлке просто называли баба Феня. Жизнь ее была нелегкой, счастья в ней было значительно меньше, чем горя. Детство её пришлось на первую мировую войну и октябрьскую революцию, юность – на тяжелые послереволюционные годы, молодость – на голодные тридцатые, зрелость – на вторую мировую войну. Ее жилистые загорелые руки знали всякую работу, даже самую тяжелую. «Есть женщины в русских селеньях»,- говорил Николай Некрасов о таких людях. Прожив 84 года ушла из жизни баба Феня. Но осталась она стоять на фоне Байкала в скромном наряде, задумавшись, вспоминая пережитое на сибирской земле.

                          
                                                              Женщины Байкала. 1978 г.
       Вот как художник рассказывал о том, как он находил своих героев журналисту Олегу Павловичу Гулевскому: «Я свою натуру все больше среди портовских искал. Там же замечательные старики проживали. Взять того же Мишу Королева. Душевный мужик. Он ко мне на дачу частенько заглядывал. Придет: Ефимович, тебе чего помочь? Мигом – топор в руки, забор подправит, навес залатает. Его рисовать – одно удовольствие, сам на полотно просится. Или взять бабу Дуню. Хлопотунья, каких свет не видел. Пирожки напечет – бежит: накось, угостись, пока горяченькие. Я так и назвал ее портрет: «Байкалочка». А еще был такой Политыкин. С одной ногой, совсем уже слепой, а лицом ну чистый морской волк – такой просмоленный. Говорю, Степан, или Степаныч, сейчас уж и не помню, не откажи, попозируй мне. Он отнекивается: помилуй, что я за цаца, чтобы краску на меня переводить. Едва уговорил… У меня портовских целая серия, с десяток, пожалуй, портретов наберется. Я их так и окрестил: «Сибиряки Байкала». Четыре из них Иркутский музей приобрел».
Николай Ефимович жил с этими людьми в одном поселке, общался с ними, дружил, понимал их, знал их жизнь. Они стали для него своими, близкими, любимыми. И не мог он их нарисовать плохо…
Многие художники и писатели приобрели дачи в порту Байкал в семидесятые-восьмидесятые годы. В посёлке, на байкальской земле, сложилась настоящая творческая группа. Здесь писал повести, рассказы, стихи Валентин Распутин, Владимир Жемчужников, Глеб Пакулов, Борис Лапин, Сергей Иоффе, здесь отдыхали и работали живописцы Галина Новикова, Анатолий Аносов, Лев Гимов и другие. И Николай Ефимович с удовольствием общался на байкальской земле с коллегами-мастерами.

                               
                   Н.Е. Житков (второй слева), художница  Г.Е. Новикова, писетель В. Б.Жемчужников в порту Байкал
       
      Последние дни своей жизни провёл в посёлке драматург Александр Вампилов. И много лет стояла на портовой земле лодка с погнутым днищем, которая в роковой день 17 августа, на полном ходу налетела на бревно-топляк. С болью в сердце написал Николай Житков картину «Байкал. Лодка А. Вампилова».
      По душе пришёлся Николаю Ефимовичу посёлок, дома которого спрятались в лесистых горных распадках. Немалую часть жизни провел Николай Ефимович здесь. Его тянуло сюда в любое время года. Часто он приезжал на дачу и зимой. Много раз рисовал он свою небогатую любимую усадьбу. На картине «Байкал. Моя дача зимой» мы видим заснеженную баньку Николая Ефимовича, из-за которой немного виднеется дом-дача, а на заднем плане виден Байкал. На картине «Март» художник изобразил свой двор ранней весной.

                                      
                                                                          Байкал. Моя дача зимой. 2008 г.

                                       
                                                                                    Март. 1993 г.

        Как-то в ласковый летний денек сидел он возле крохотного магазина, стоящего у ручейка, весело журчащего и спешащего к Байкалу, до которого оставалось бежать метров сто. Расположился художник за столиком, вкопанным в землю под открытым небом, на дюжей скамейке, вырубленной топором из бревна. Кругом все было пропитано солнцем, искрилось и сверкало: студеная водичка в ручье, листва берез на близких горах, волны озера-моря, белый теплоход, держащий курс в порт. Ясно были видны острые гольцы Хамар-Дабана. Николай Житков с восхищением смотрел на расстилавшуюся картину и вдохновенно произнес: «Я много ездил по свету, в каких ресторанах только ни был, но такого ресторана, как на речке Баранчик не видел нигде!»
       Свою улицу Николай Житков изобразил на картине «Байкал. Падь Баранчик». Частичку улицы, какой она была в середине семидесятых, и речку Баранчик мы видим на картине «Пейзаж с бычком».

                                           
                                                                            Пейзаж с бычком. 1974 г.
       Николай Житков был человеком очень эмоциональным, лёгким в общении, открытым, по-мальчишески задорным, с затаенной грустинкой в глазах. Жизнь его была далеко не гладкой. Воспитанник детского дома, он смог купить себе в подарок этюдник только на совершеннолетие. Николай пришел в мир, чтобы творить, чтобы запечатлеть на холстах то, что его очень тронуло. В этом было предназначение его поэтической души. Он очень внимательно относился к природе, в лесу ходил неспешно, вглядывался в цветы и травы, подмечая всё.
В лес набрать грибков и ягод, подышать живительным воздухом Николай Ефимович ходил постоянно.             Лишенный в детстве родительской заботы, не избалованный вниманием и в зрелые годы, Николай Ефимович прекрасно готовил. А как хороши были его маринованные опенки, за которыми поднимался он на ближайшую к участку гору, «свою», в самом начале сентября! Он умел так вкусно рассказать о том, какие замечательные у него грибки, как здорово их есть зимой, что любой человек соблазнялся отведать эти заготовки художника.
Нравились ему блюда из папоротника. Чтобы запасти его на зиму, Николай отправлялся к горе с метким названием Пыхтун. У подножия Пыхтуна обязательно останавливался и пил воду из родника, которая казалась ему очень вкусной. Заготавливал Николай Житков и черемшу, с древности называемую чудо-растением за её полезные свойства. Приходилось ему собирать её и в двенадцати-пятнадцати километрах от посёлка, на горах старой железной дороги. Однажды принёс с далёкой Кругобайкальской горы целый мешок черемши.
К старой железной железной дороге, называемой золотой пряжкой Великого Сибирского Пути, у Николая Житкова было особое отношение. По старой железной дороге на поезде-тихоходе, прозванном мотаней, Николай ездил часто. Кругобайкальские леса богаты ягодой, грибами, орехами. Они девственны и пустынны, там чаще можно встретить зверя, чем человека.

                                 
                                                           Байкал. Старая железная дорога. 2007 г.
       Уже больше века влечёт туристов со всего мира Кругобайкалка, одна из основных достопримечательностей Байкала. Как удалось людям с помощью самых примитивных орудий труда проложить по скалистому берегу Байкала железную дорогу, слившуюся в одно целое с уникальными пейзажами великого озера, – одна из земных загадок. Радуют глаз живописнейшие горы и крутые скалы, поросшие, как травой, яркими цветами, большинство из которых занесено в Красную книгу. Замирает сердце при виде сосен и берёз, растущих в поднебесье на самом краю голых скал. Вызывают восхищение удивительной красоты тоннели и галереи, ведущие в чёрные подземелья гор, высокие мосты над чистейшими ручьями, искусные опорные стенки из ровных камней… Николай много раз отправлялся по старым рельсам с мольбертом рисовать уникальную природу Кругобайкалки.

                                                               
                                                           Байкал. Южный берег. 2007 г.
       Много воспоминаний оставили путешествия по железной дороге. Житков вспоминал, как поехал однажды с Михаилом Королевым, героем его картины, за брусникой на девяносто четвёртый километр Кругобайкалки. Николай так рассказывал об этой поездке: «Я не люблю бегать по лесу в поисках ягод, какая попадёт, ту и беру. И неплохо набираю. Михаил не любил собирать ягоду, если ее мало, ходил по лесу быстро, как сохатый, отыскивая ягодное изобилие. Но в этот день ему не повезло: так и не нашли большую ягоду. А я бегал по лесу за Мишей и по горсточке набрал с литр брусники. Приехал домой, высыпал на блюдо, нарисовал картину, которую продал, и на эти деньги купил внучке хорошую шубку. Не зря съездил: и в тайге побывал, и воздухом лесным подышал, и внучке подарок сделал».
       На девяносто четвёртый километр Николай ездил часто. По душе ему было это таёжное место, где нет домов, а стоят только два зимовья. Скоротав в ближнем зимовье время до утра (поезд прибывал в три часа ночи), художник углублялся в лес, шел около часа, добирался до горы, по форме напоминающей забайкальскую сопку, и обходил эту горку по кругу, с удовольствием собирая ягоду, где по горсточке, а где и по ягодке. Брусники на горе немного, а чуть дальше, в десяти минутах ходьбы, ее гораздо больше. Но Житков туда не ходил. «Мне и этой хватает», - говорил он. Собирал ягоду Николай не спеша, в удовольствие, потом разводил костер, шел с котелком к ручью и готовил обед, в чем был непревзойденный мастер. А затем трапезничал в лесу. Если был не один, угощал попутчиков, которые с наслаждением ели приготовленную на костре пищу и запивали чаем с дымком. После вкусного обеда и небольшого отдыха приятно было вновь отправляться на сбор ягоды, а вечером, ощущая приятную усталость, ждать, когда из сентябрьской тьмы появится огонек поезда-тихохода, прозванного мотаней, и доставит в порт. Однажды (это произошло 12 сентября 1993 года) Николай дожидался поезда, грелся у костра, смотрел на яркие звезды, казавшиеся в черном небе большими шарами, и спросил: «Неужели нигде больше нет жизни?» И сам ответил: «Конечно, есть! Ведь есть же мы, значит, есть кто-то еще!» И вдруг одна из звезд, сиявших на небе, пришла в движение и полетела, испуская призрачные лучи. «Летит! Летит!» - закричал Житков, восторженно глядя в небо. Звезда зависла над его головой и вдруг стала огромным шаром. «Возьмите меня с собой!» - закричал Николай Житков и стал махать руками, с мольбой глядя в небо. Но шар мгновенно уменьшился в размерах, стал похож на Венеру, какой мы видим ее в период наибольшей яркости, и тихо, испуская призрачные лучи, улетел за гору. Еще несколько дней сожалел Николай, что не удалось ему увидеть далекие миры, пообщаться с братьями по разуму. И, конечно же, нарисовать увиденное. Вместо этого он сделал карандашный рисунок пролетавшего в ночном сентябрьском небе объекта. Так закончилась единственная в его жизни встреча с НЛО.
Необъятной Вселенной, полной тайн и чудес, стал для Николая Байкал. Он присматривался к этой «свободной стихии», путешествовал, изучал ее, наслаждался ею, по-детски восторгался, много и вдохновенно рисовал. На его картинах в основном изображен Байкал седой, штормовой, ревущий и катящий грозные волны, легко играющий судами.

                       
                                                             Байкал. Шторм. 1997 г.
       На картинах Николая Житкова мы видим и спокойный, умиротворенный Байкал. Много раз встречал и провожал байкальское солнце художник. С восхищением наблюдал он горящее, переливающееся вечернее небо, радовали его взор утренние краски, свежие, чистые. Две его картины разных лет названы одинаково:
«Байкал. Утро».

                                
                                                                 Байкал. Утро. 2007 г.

                                           
                                                                           Байкал. Утро. 1996 г.
       Николай Житков не раз наблюдал, как зимой Байкал долго не поддаётся холодам, не позволяет зиме сковать льдами свои свободные воды. Борьба продолжается до середины, а иногда до конца января, а потом засыпает до весны крепким сном. И в природе, привыкшей к шуму волны, сразу наступает зимняя тишина. А просыпается Байкал только в конце апреля или начале мая. И это всегда событие, особенно для художника.

                                             
                                                                          Байкал. Май. 2007 г.

                                           
                                                                  Байкал. Конец апреля. 2007 г.
         Много картин создано на берегах Байкала, знакомого Житкову от северной оконечности до южной: жажда познания озера-моря влекла к путешествиям. Он рисовал Листвянку, порт Байкал, Кругобайкалку, мыс Бакланий, Малое море, Хакусы. Он рисовал первый байкальский снег и весеннее пробуждение озера. На его картинах изображена байкальская зима и лето. И в каждой картине чувствуется вдумчивый взгляд художника, восхищёние красотой и мощью озера.
       Большое наследие оставил Николай: более 250 живописных полотен и огромное количество графических работ. В них – широкая душа художника, его огромный мир, его понимание жизни, его правда. В них – надежда. На этих картинах продолжает бушевать Байкал, навсегда вошедший в жизнь и творчество художника. В его работах всегда будут жить интересные люди, с которыми он встречался на байкальских берегах.




Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 63
Количество отзывов: 8
Количество просмотров: 75
© 17.10.2016 Ирина Прищепова

Рубрика произведения: Проза -> Очерк
Оценки: отлично 14, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 17 авторов




<< < 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 > >>





Мила       20.10.2016   07:12:42
Отзыв:   положительный

Ирина, прочла с удовольствием! Ты большая молодчина! Помню его прекрасно, когда мы жили на Байкальской улице, он часто ходил мимо! Жаль что у нас нет ни одной его работы в порту!ты не была в галерее Артдиас в Иркутске, там вроде его картины.

Ирина Прищепова       20.10.2016   15:08:45

Люда, большое спасибо за отзыв! Рада, что понравился очерк о Николае Ефимовиче, прекрасном человеке и художнике. С Житковым мы много общались, бывала у него в гостях, ездили и ходили в лес за ягодами и грибами и даже на 94-м километре видели как-то НЛО. Две недели назад его напечатала "Восточно-Сибирская правда", только в некотором сокращении. Выставила полностью на "Избе", хотя понимаю, что материал больше местный. Недавно здесь же выложила и очерк о Галине Новиковой. Его скоро напечатают в журнале "Сибирь".
Картины Житкова, оставшиеся у него после смерти, приобрела галерея "Диас". Они их не только показывают, но и продают. Думаю, что вашему музею они ни одной картины не подарят. Хотя обратиться можно, сказать, что у вас бывают люди со всего мира.
Творческих успехов тебе! Отправляю автопортрет Николая Житкова.


Валентина Бородай       18.10.2016   20:25:37
Отзыв:   положительный

ПРЕКРАСНАЯ РАБОТА, ИРИШЕНЬКА!!!!

Ирина Прищепова       19.10.2016   06:10:46

Валентина, от души благодарю Вас!
Владимир Кулаев       18.10.2016   18:50:11
Отзыв:   положительный

Ирина! Огромное спасибо! Отличная работа! Сколько теплоты и добра в ваших строках! Прекрасно написано и я впервые узнал о замечательном певце Байкала!
Пишите! Рад встрече с Вами!


Ирина Прищепова       19.10.2016   06:09:38

Владимир, спасибо большое за тёплый отзыв! Николая Житкова, человека удивительно скромного, к сожалению, даже в Иркутской области знают далеко не все. Рисовать он начал в детском ломе и рисовал всю жизнь. Часть его замечательных картин хранится в художественном музее Иркутска, а многие сейчас продаются с молотка.
Всего Вам самого доброго!
Madame d~ Ash, lady light       18.10.2016   11:45:33
Отзыв:   положительный

Сердечно благодарю за теплоту Ваших строк и сердца.. За рассказ об интересном человеке...
Ирина Прищепова       18.10.2016   11:58:10

Светлана, огромное спасибо за отклик! Очерк выложила в основном для жителей Иркутской области. Часть его опубликовала в областной газете. Рада, что Вас заинтересовал этот светлый человек, влюблённый в Байкал и оставивший много байкальских картин.







© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.


Сообщества