Литературно-художественный портал
chitalnya
       
Забыли пароль?

Литературный форум

выбрать темы по:  
 



Нинель Лоу        08.05.2011   22:59:08

Дети и Война


Дети и Война
Нинель Лоу


Дети и война… Вдумайтесь в эти слова…
Дети – это начало новой жизни, это надежда на счастье и радость, это мирное солнечное небо, это папа и мама, которые всегда рядом, это красивые игрушки, это школа с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

А война – это смерть, разруха, уничтожение всего живого и неживого на Земле. Даже слова эти несовместимы, и никогда не должны стоять рядом друг с другом.

Но когда в дом приходит Война и приносит с собой кровь и боль, голод и страх, жизнь полностью меняется, и дети наравне со взрослыми постигают все её ужасы, даже в более тяжелой, безысходной, отчаянной форме, и вынуждены переносить невзгоды, которые и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Поэтому дети в условиях войны раньше взрослеют, раньше осознают истинные ценности жизни, на первом месте среди которых стоит сама жизнь: своя и своих близких, здоровье, мир и покой в доме, безопасность своей Родины. Дети раньше начинают понимать насколько важно в тяжелой обстановке научиться терпению и выдержке. И, не смотря на свой юный возраст, помогают своим близким, сострадают чужой боли, сохраняют надежду и веру в лучшее. Верят в сокрушительную победу над злом. Из истории известно и то, что в условиях войны некоторые дети проявляли чудеса необыкновенного мужества и героизма, когда наравне с взрослыми с оружием в руках участвовали в защите своей Родины.

Каждый год 9 мая наша страна отмечает Великий Праздник Победы в Великой Отечественной Войне, последней большой и страшной второй мировой войне, в которой наше государство Россия, тогда еще в составе Советского Союза, одержало Великую Победу над фашистскими захватчиками. Это была страшная, долгая Война(1941-1945 гг.), которая охватила больше, чем полмира и унесла миллионы жизней людей из разных стран, в том числе из Советского Союза.(более 28 миллионов!). И в этом числе погибших было очень много детей.

Эта война пришла в Советский Союз внезапно. Ранним утром 22 июня 1941 года, ровно в 4 часа утра, когда все еще спали, громада воинствующей захватнической Германии обрушила всю мощь своих вооруженных сил на мирные города и села Советского Союза.

Мысли о надвигающейся войне и до этого бродили в умах людей, но даже говорить об этом вслух запрещалось. Советский Союз и Германия были союзниками, и никто не думал, что Гитлер решится напасть на СССР, и так быстро.
Но это случилось, война ворвалась и сломала течение мирной жизни людей. Не смотря на высокую стойкость Красной Армии, она стремительно шла вглубь страны.

Много женщин и детей из опасных районов было эвакуировано в отдаленные регионы страны: Поволжье, Урал и Сибирь, но это позже.

А в начале войны фашисты стремительно продвигались на Восток и оставляли за собой кровавые следы в виде тысяч мертвых тел погибших от пуль и ран, от зверств и издевательств, разрушенные города и села, заводы и фабрики, лишая крова и пищи людей, оставшихся в живых, в том числе и детей. Тысячи мирных жителей, взрослых и детей, фашисты угоняли в концлагеря и гетто.
Очень ярко описывают свои детские воспоминания о войне люди, встретившие ее детьми, в книге Светланы Алексиевич “ДЕТИ ВОЙНЫ”:

«Я ВИДЕЛ…»
ЮРА КАРПОВИЧ – 8 ЛЕТ

Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной….
Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…
Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: «Юде!..»
Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…


«БУДЕТЕ МОИ ДЕТИ…»
НИНА ШУНТО – 6 ЛЕТ

До войны мы жили с одним папой, мама умерла. Когда папа ушел на фронт, остались с тетей, но вскоре и она умерла от заражения крови. Мы с маленьким братом пошли искать партизан, почему-то мы решили, что там наш папа. Ночевали, где придется. Помню, когда была гроза, мы ночевали в стоге сена, вытянули сено, сделали ямку и ночевали там. Таких детей-сирот, как мы, было много, и все ходили и искали своих родителей.
Мы шли по деревне, и в одной хате было открыто окно. И там, видно, недавно пекли картофельные пироги. И когда мы приблизились, брат от запаха этих пирогов потерял сознание. Я зашла в эту хату. В хате никого не было, я отломила кусочек пирога, и мы остались ждать хозяев, чтобы не подумали, что мы воруем. Пришла хозяйка, она нас не ругала, а пожалела и не отпустила. Она сказала: «Будете мои дети…».


«ДОМИК, НЕ ГОРИ! »
НИНА РАЧИЦКАЯ – 7 ЛЕТ

Помнится отрывками, иногда – очень ярко. Как немцы приехали на мотоциклах… У меня еще было два маленьких братика – четыре и двух лет. Мы с ними спрятались под кровать и весь день просидели там. Офицер в очках, мне было очень странно, что фашист в очках, жил с денщиком в одной половине дома, а мы в другой. Братик, самый маленький простыл и сильно кашлял. Наутро офицер заходит на нашу половину и говорит маме, что если киндер будет плакать, не давать ему спать по ночам, то он его «пуф-пуф» - и показывает на свой пистолет. Ночью, как только брат закашляет или заплачет, мать хватает его в одеяло, бежит на улицу и там качает, пока он не заснет или не успокоится.

Забрали у нас все, мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он услышал запах горохового супа и пополз по полу на этот запах. Через пять минут раздался страшный визг брата,. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть.
А он был такой голодный, что подойдет к маме: «Давай сварим моего утенка…». Утенок у него был самой любимой игрушкой, он никому его в руки не давал, а тут говорит: «Сварим утенка, и все будем сытые…»

Отступая, они в последний день подожгли наш дом. Мама стояла, смотрела на огонь, и у нее ни слезинки не было. А мы втроем бегали и кричали: «Домик, не гори! Домик, не гори!». Вынести из дома ничего не успели, я только схватила свой букварь...


Самыми страшными тяготами войны, особенно зимой, были холод и голод. Очень много детей умерло именно от переохлаждения и голода, и особенно в блокадном Ленинграде.

К осени 1941 года план молниеносного захвата СССР провалился. Взять Ленинград силой своей военной мощи фашистам не удавалось, защитники Ленинграда стояли насмерть. Тогда они придумали коварный план: погубить всех защитников и оставшихся жителей города в блокаде. Немецкие войска взяли город в кольцо, заблокировали все подступы к городу. В город нельзя было привезти ни продовольствие, ни медикаменты, выехать из него тоже никто не мог.
В Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Началом блокады считается 8 сентября 1941 года. Город держался на своих запасах продуктов до середины ноября, а с 20 ноября властями Ленинграда был введён жесткий норматив по отпуску хлеба. Других продуктов к этому времени в городе почти не осталось.
Размер продовольственного пайка составлял:

• Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки

• Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 грамм

В связи с вводом таких норм, в декабре 1941г. ситуация в городе резко ухудшилась.

Смертность от голода стала массовой, люди шли куда-то по улицам по своим делам, и вдруг падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных).

Хуже всего в блокадном Ленинграде было детям. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, а еды нет? Почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище? Много детских почему…

Хотя детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Сердце плачет, когда читаешь маленькую записную книжку ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта—Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша. мама — 15 мая". А дальше — без даты: “Савичевы умерли.

Умерли все. Осталась одна Таня”.

Она так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Но не удалось спасти и Таню.

Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей.

Ситуация улучшилась только тогда, когда была открыта дорога по Ладожскому озеру. На лошадях и на легких машинах по ледовой “ Дороге жизни”, как ее назвали, зимой 1941/42 года, в Ленинград периодически, под бомбежками, стали доставляться продукты.

Благодаря этой дороге население Ленинграда было спасено от вымирания. Больше миллиона человек было эвакуировано по ней из города.


Только в январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда, а в январе 1944 года блокада была полностью снята. Она длилась 872 дня. За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн. человек. И среди них было много детей.


К сентябрю 1942 году, имея большой перевес по количеству и качеству вооружения, фашистская Германия захватила большую часть Европы и европейской территории СССР и дошла до берегов Волги.
На захваченных территориях фашисты установили жестокий оккупационный режим, создали различные фашистские лагеря смерти и гетто.

Сущность немецко-фашистского оккупационного режима вытекала из целей германского фашизма в войне против СССР: полической - уничтожить коммунистическую идеологию и Советское государство и экономической - превратить Советское страну в сырьевой придаток, источник дешёвой рабочей силы, во внутреннюю колонию фашистской Германии.

Эти цели были намечены задолго до нападения на СССР в плане “Барбаросса”.

Дети, угнанные в нацистскую неволю, содержались наравне со взрослыми в ужасных условиях тюремного режима, в концентрационных и трудовых лагерях, находились под стражей со всеми характерными признаками ограничения свободы передвижения, спали на нарах, одевались в лохмотья, питались баландой.

Во время второй мировой войны на территории нацисткой Германии, в странах-союзниках Третьего рейха и на оккупированных ими территориях действовало (помимо тюрем, гетто и т.п.) 14000 концентрационных лагерей. Узников нацистов сжигали в печах крематория (порою заживо), травили в газовых камерах, брали кровь для солдат вермахта, на них ставили страшные медицинские эксперименты, испытывали новые препараты, пытали, насиловали, морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения.

В концлагерях у узников не было имен. Каждому узнику на руку наносился несмываемый номер, который демонстрируют эти дети на фото. Для фашистов узники были не люди, а что-то наподобие скота, подопытного материала, источника получения свежей крови и органов, бесплатной рабочей силой, которая постоянно обновлялась и пополнялась новыми жертвами с захваченных территорий.


Всего, на территориях подконтрольных гитлеровцам, содержалась в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 млн. человек. Из них более 11 млн. были уничтожены. Среди погибших - 5 млн. граждане СССР.
Каждый пятый узник концлагерей был ребёнком. Это - более 1 миллиона детей.


Жизнь в тылу тоже полностью изменилась. Она вся была подчинена патриотическим лозунгам того времени: “Родина в опасности!” и “Всё для фронта – всё для Победы!”

И дети, опаленные войной, порой голодные сироты, вносили свой посильный вклад в дело победы над фашистами. Многие уже с 10-12 лет работали на производстве, собирали винтовки, снаряды и другую оборонную продукцию. Младшие дети в городе посещали раненых в госпиталях, всячески старались помочь им: писали за них письма домой, давали лекарства и кормили, иногда, давали концерты своими скромными силами. Долгими зимними вечерами вязали варежки и носки для бойцов, которые отправляли в посылках на фронт.


На селе дети работали на полях. С начала лета пололи вручную на поле овёс, рожь, пшеницу, осенью помогали молотить хлеб; трудились от зари до глубокой ночи. Они рано познали крестьянский труд, умели и лошадь, и быка запрячь и корову подоить. Полуголодные, полураздетые, хлеба и того не было досыта.

Учиться в школах обычно начинали только в конце октября и учились до ранней весны. Но даже так некоторым долго учиться не пришлось: нужно было помогать матерям, кормить себя и младших братьев, и сестёр. Работать кроме детей и женщин, и инвалидов было некому, поэтому некоторые бросали учебу, и работали наравне со взрослыми. Детям войны с 12-14 лет пришлось становиться взрослыми и своим трудом приближать Победу над врагом.


Нельзя не вспомнить ребят, которые, наравне с взрослыми в годы войны взяли в руки оружие и воевали с фашистами:

Надежда Богданова - была партизанской разведчицей, награждена орденом Боевого Красного Знамени. Имя юной героини-пионерки Нади Богдановой — занесено в Книгу почета Белорусской республиканской пионерской организации имени В. И. Ленина. Трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Марат Казей - участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Леня Голиков - ушел к партизанам, когда его родное село захватили фашисты. Он не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года. А 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Валя Котик - ушел к партизанам, когда ему было только 14 лет. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Зина Портнова – ленинградка, но война застала ее в деревне Оболь, где она отдыхала на каникулах. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 года в деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку и зверски замучили, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Костя Кравчук - награжден орденом Красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева.

Вася Коробко - вместе с партизанами уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Зоя Космодемьянская - герой Советского Союза. В октябре 1941 года стала членом разведывательной партизанской части. При операции по избавлению сёл от немецких захватчиков, и поджоге нескольких домов с немцами была схвачена фашистами.
Девушку долго мучили, раздев догола, её пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. А утром её повесили с табличкой на груди “Поджигатель”. Имя Зои стало символом борьбы против фашизма.

Достоверно и захватывающе описывает Александр Фадеев действия подпольной молодежной организации в романе “Молодая гвардия”. Сюжет романа основан на реальных фактах. «Молода́я гва́рдия» — подпольная антифашистская комсомольская организация, действовавшая в годы Великой Отечественной войны, в основном в городе Краснодоне Луганской (Ворошиловградской) области (Украинская ССР).
Командиром организации стал Иван Туркенич. В составе организации были комсомольцы: Виктор Третьякевич. Георгий Арутюнянц , Иван Земнухов , Олег Кошевой , Василий Левашов , Сергей Тюленин, Ульяна Громова и Любовь Шевцова. Подавляющее большинство молодогвардейцев были комсомольцами.


Их имена стали для многих поколений символом отчаянной борьбы комсомольцев против фашистских захватчиков в тылу врага и несокрушимой веры в победу над фашизмом.

Можно привести в пример еще десятки имен ребят, которые взяли в руки оружие, ушли к партизанам, боролись с фашистами до самого последнего своего вздоха, до последней капли крови.

Чувство высокого патриотизма - любви к своей Родине и ненависть к фашистским захватчикам, которые пришли на их родную землю, чтоб захватить ее, а людей обратить в рабство. Именно это толкало этих и других ребят – детей войны на такую отчаянную борьбу с фашизмом, несмотря на свой юный возраст.

Дети войны боролись с фашизмом, не щадя себя и своей жизни, чтобы будущие поколения детей, никогда больше не услышали это страшное слово - ВОЙНА!

И победа пришла! Весной 9 мая 1945 года, после четырех лет ожесточенных сражений, вторая мировая война закончилась полным разгромом фашисткой Германии.


Использованные источники:

Детство, опаленное войной
Дети и война
ВИКИПЕДИЯ
Дети Блокадного Ленинграда
Войною не был сломлен дух




Комментарии:

Александр Трубин       08.05.2011   23:05:32

фотошоп?

...       08.05.2011   23:18:50   (Ответ пользователю: Александр Трубин)

Наум Коржавин сказал об этом пронзительно:

"Дети в Освенциме"

Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучали детей.

И это каждый раз опять, -
Кляня, ругаясь без причины...
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.

За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.

Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучали детей

Я жив. Дышу. Люблю людей,
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это - было.
Мужчины мучали детей.

1961.
Татьяна Дюльгер       08.05.2011   23:43:35

Мои родители были детьми во время Великой Отчественной войны, Нинель.
Не очень любили рассказывать, тяжело было вспоминать, но кое-что из их рассказов вспоминается. Мама в 12 лет работала на Уралмаше, а отец в 12 лет заменил настоящего отца своим братьям: всё делал по дому, возился с братьями и работал на лесопилке. Мама осталась полной сиротой, а папа остался без отца.
Тяжёлое детство. После войны оба моих родителя получили высшее образование, отец стал горным инженером, а мама преподавала математику.

Нашла в Интернете, Нинель, вот такой видеосюжет.
Давайте, посмотрим вместе.

Нинель Лоу       09.05.2011   06:37:26

Фото 1 Дети на войне

Нинель Лоу       09.05.2011   06:40:45   (Ответ пользователю: Нинель Лоу)

Фото 2 Дети на войне

Нинель Лоу       09.05.2011   06:41:56   (Ответ пользователю: Нинель Лоу)

Фото 3 Дети на войне

Нинель Лоу       09.05.2011   06:42:47   (Ответ пользователю: Нинель Лоу)

Фото 4 Дети на войне

Нинель Лоу       09.05.2011   06:44:11   (Ответ пользователю: Нинель Лоу)

Фото 5 Дети на войне

Нинель Лоу       09.05.2011   06:46:53   (Ответ пользователю: Нинель Лоу)

Фото 6 Дети на войне

Нинель Лоу       09.05.2011   06:53:48   (Ответ пользователю: Нинель Лоу)

Фото 7 Дети на войне

Нинель Лоу       09.05.2011   06:55:36   (Ответ пользователю: Нинель Лоу)

Фото 8 Дети на войне

Николай Лемкин       09.05.2011   06:49:46

нынешние дети России тоже -на войне...
"Холодной, Гражданской"-все против всех!
Нинель Лоу       09.05.2011   06:57:59   (Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Вот именно, а вы...пишите про какие-то дебильные учебники, которые никто в глаза не видел. Вы думаете, - вы им помогаете таким образом???

А если вы видели, то идите в свое ГОРОНО и бросьте этим учебником им прямо в их морды...
Николай Лемкин       09.05.2011   07:09:46   (Ответ пользователю: Нинель Лоу)

Зачем-в морды?...
Я уже не работаю в школе.

Работать по Кредеру у нас избегают, хоть в кабинете истории он есть на полках...
Нинель Лоу       09.05.2011   07:10:48   (Ответ пользователю: Николай Лемкин)

Так зачем вы раздуваете кадилу там, где ее нет...Вам не кажется, что своими истериками вы вредите ОБЩЕМУ делу?

з.ы. Ага..понятно, если вы не работает в школе, то ваша хата с краю...(((так какого черта вы здесь изливаете свою желчь?? Вместо..помощи...от вас один вред...







© 2007-2014 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)